Презентация Microsoft PowerPoint
Презентация Microsoft PowerPoint
викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
10 Авг 2020

«Эффект Брэдбери» (14+)

Рэй Дуглас Брэдбери — неповторимый писатель, подаривший миру более 400 уникальных произведений. Свое творчество автор начал с рассказов, а закончил серьезными романами. Он получил множество наград и премий в области литературы, сделал жанр научной фантастики мейнстримом, хотя написал в этой области мало историй. Плоские экраны, камеры на улицах и беспилотные автомобили — обо всем этом писатель знал задолго до их изобретения. Он — легенда.

Вот вам несколько интересных фактов о нем, которые вы, возможно, не знали.

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане штата Иллинойс, в семье потомков первых англичан-переселенцев, прибывших в Северную Америку в 1630 году.

Брэдбери чувствовал близость смерти с малых лет. У него было два старших брата-близнеца, родившихся в 1916 году: Леонард и Сэм, Сэм умер в возрасте двух лет. Сестра Элизабет, появившаяся на свет в 1926 году, также умерла в детском возрасте от воспаления легких, в том же году ушел из жизни дед писателя. Такое раннее знакомство со смертью не могло не найти отражения во многих будущих работах писателя.

«Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня», — писал Брэдбери.

В семье Брэдбери существовала легенда, что на знаменитом «Салемском процессе» 1692 года была сожжена прабабка писателя Мэри Брэдбери. Приговоры всем осужденным ведьмам были отменены в 1957 году. Этот факт достоверно не подтвержден, но сам Рэй верил в него.

У Рэя Брэдбери не было никакого образования, кроме средней школы, которую он закончил в 1938 году. Брэдбери не смог поступить в колледж, у него не было денег. Зато он часами просиживал в библиотеке за книгами. Поэтому Рэй сам называл себя человеком, закончившим библиотеки вместо колледжа; эта фраза стала частью названия его автобиографической статьи, вышедшей в 1971 году. Кстати, будучи молодым Рэй продавал газеты, затем несколько лет жил за счет жены.

В интервью Брэдбери шутил, что ему понадобилось 22 года, чтобы набраться смелости позвать девушку на свидание. Ее звали Мэгги, она работала в книжном магазине и поначалу думала, что он крадет у них книги, потому что Рэй всегда приходил к ним в длинном пальто. Они пошли выпить кофе, который превратился в коктейли, которые продолжились ужином, который, в свою очередь, повлек за собой брак. Мэгги так и осталась единственной девушкой, с которой Брэдбери ходил на свидания. 56 лет совместной жизни и четверо детей — восхитительная преданность!

На протяжении всей жизни Брэдбери панически боялся автомобильных аварий. Во время Великой депрессии семье приходилось частенько пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться, и Рэй не раз становился свидетелем кошмарных автомобильных аварий. Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина, и некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Крайне впечатлительный юноша в тот же день заболел и дал слово никогда не садиться за руль автомобиля. От этих тяжелых воспоминаний он не мог избавиться до конца жизни, а иногда они прорывались и в его рассказах.

Хотя Брэдбери много писал о всяких футуристических штуках, к компьютерам он относился отрицательно. «Билл Гейтс с приятелями нас обманул, — заявлял он. — Посмотрите на Windows’95. Это все, что вам нужно знать о мошенничестве». Он также называл компьютер печатной машинкой и говорил, что ему не нужна еще одна. Успел он высказаться и об Интернете, назвав его «старомодным»: «Они печатают вопрос вам. Вы печатаете им ответ. Это, скажу я вам, придумано еще 30 лет назад. Почему бы не поговорить по телефону, ведь так будет быстрее? … И почему все так взволновались из-за такой отсталой штуки?»

Мировой знаменитостью Брэдбери стал после выхода антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Импульсом к ее созданию стала история сожжения знаменитой Александрийской библиотеки. На первый черновик он потратил 9 дней, при этом работал в подвале публичной библиотеки Лос-Анджелеса и пользовался взятой напрокат пишущей машинкой.

Брэдбери предугадал и описал современную жизнь, точнее уничтожение мировой культуры массовой. Годы спустя, отвечая на вопрос, почему не сбылись многие его предсказания, писатель резко ответил: «Потому что люди — идиоты». По словам фантаста, современное общество хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные «штуки вроде айфона». А ведь можно было развивать науку и осваивать космос, считал Брэдбери.

«Фантастика — это наша реальность, доведенная до абсурда»
© Рэй Брэдбери

«МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ»


Хотите покорить Марс, этот странный изменчивый мир, населенный загадочными, неуловимыми обитателями и не такой уж добрый к человеку? Дерзайте. Но только приготовьтесь в полной мере испить чашу сожалений и тоски — тоски по зеленой планете Земля, на которой навсегда останется ваше сердце.

Цикл удивительных марсианских историй Рэя Брэдбери — классическое произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы.

Цитаты из книги:

Если искусство — всего лишь выражение неудовлетворенных страстей, если религия — самообман, то для чего мы живем?

Чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни. Жизнь сама по себе и есть ответ

Животное не допытывается, в чем смысл бытия. Оно живет. Живет ради жизни. Для него ответ заключен в самой жизни, в ней и радость, и наслаждение.

У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное. Если мы не открыли сосисочную в Египте среди развалин Карнакского храма, то лишь потому, что они лежат на отшибе и там не развернешь коммерцию.

«451° ПО ФАРЕНГЕЙТУ»


В молодости Брэдбери однажды сжег все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костер у себя на участке. «Сжег два миллиона слов», — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему.

451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Философская антиутопия Брэдбери рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества: это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, а хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес…

Роман, принесший своему творцу мировую известность.

Цитаты из книги:

Человек в наше время — как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают…

Трудно сказать, в какой именно момент рождается дружба. Когда по капле наливаешь воду в сосуд, бывает какая-то одна, последняя капля, от которой он вдруг переполняется, и влага переливается через край, так и здесь в ряде добрых поступков какой-то один вдруг переполняет сердце.

Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников.

Шире раскрой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя — такого зверя нет на свете.

У этой книги есть поры, она дышит. У нее есть лицо. Ее можно изучать под микроскопом. И вы найдете в ней жизнь, живую жизнь, протекающую перед вами в неисчерпаемом своем разнообразии.

«ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ»


Детство — это крошечный и безопасный мир. За его пределами полно тревог и страхов взрослой жизни. Но, пока ты ребенок, у тебя впереди лето, полное чудес и радостных открытий, что может быть лучше, чем просто жить, дышать и радоваться?

Это история о двенадцатилетнем мальчике по имени Дуглас Сполдинг. Случайно ли автор — классик американской литературы Рэй Дуглас Брэдбери — дал герою собственное второе имя? Отнюдь. Книга пронизана ощущениями и воспоминаниями настоящего, живого мальчугана. Он с нетерпением предвкушает лучшее время года… Ведь лето — это целая жизнь! Новые теннисные туфли, истории бабушкиных друзей и, главное, вино из одуванчиков — ежегодная семейная традиция.

«Вино из одуванчиков» — это настоящий глоток тепла, свободы и счастья. Попытка сохранить, запечатать в бутылке солнечный свет уходящего детства… Проживите одно лето вместе с Дугласом Сполдингом, и пусть ваша жизнь наполнится ароматом солнечных цветов.

Цитаты из книги:

Когда человеку семнадцать, он знает все. Если ему двадцать семь, и он по-прежнему знает все — значит, ему все еще семнадцать.

Так вот оно что! Значит, это участь всех людей: каждый человек для себя — один-единственный на свете. Один-единственный, сам по себе среди великого множества других людей, и всегда боится. Вот как сейчас. Ну закричишь, станешь звать на помощь — кому какое дело?

Надо только хорошенько выспаться, или пореветь минут десять, или съесть целую пинту шоколадного мороженого, а то и все это вместе, — лучшего лекарства не придумаешь.

Возьми лето в руку, налей лето в бокал — в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток, поднеси его к губам — и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…

«ДЗЕН В ИСКУССТВЕ НАПИСАНИЯ КНИГ»


«Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина — я сам», — пишет Рэй Брэдбери, и это, пожалуй, и есть квинтэссенция книги.

Великий Брэдбери, чьи книги стали классикой при жизни автора, пытается разобраться в себе, в природе писательского творчества. Как рождается сюжет? Как появляется замысел? И вообще — в какой момент человек понимает, что писать книги — и есть его предназначение? Но это отнюдь не скучные и пафосные заметки мэтра.

У Брэдбери замечательное чувство юмора, он смотрит на мир глазами не только всепонимающего, умудренного опытом, но и ироничного человека. Так, одна из глав книги называется «Как удерживать и кормить Музу».

Кстати, ответ на этот вопрос есть в книге, и он прост — чтобы удерживать Музу, надо жить с увлечением и любить жизнь, прислушиваться к ней и к самому себе.

Цитаты из книги:

Наша культура и наше время неимоверно перенасыщены как мусором, так и сокровищами. Иногда бывает непросто отличить мусор от сокровища, и люди сдерживают себя, боясь высказать свое мнение.

Чтобы управляться с жизнью, бросайте вверх разноцветные шары, пусть они перемешаются с темными, пусть смеси красок создадут вариации правды. Мы приникаем к прекрасным и благородным явлениям жизни, чтобы примириться с ужасами и бедой, поражающими нас напрямую, через родных и друзей, или же через газеты и телевидение.

Читайте авторов, пишущих так, как мечтаете писать вы сами, мыслящих так, как вам самим хочется мыслить. Но читайте и тех авторов, которые мыслят не так, как вы, или пишут не так, как хотелось бы писать вам — для того, чтобы получить стимул посмотреть в том направлении, куда вы и не взглянули многие годы. И опять же не позволяйте снобизму других отвратить вас от чтения, например, Киплинга, если его больше никто не читает.

Брэдбери не столько предсказывал будущее,
сколько предостерегал и призывал избегать
такого развития событий.
Поэтому к автору, несомненно, стоит прислушаться.

Лариса Федоровна Ларионова,
главный библиотекарь центральной городской библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!