викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
04 Июн 2020

«Какая профессия – моя?» (12+)

Информация – рекомендация о проблеме выбора профессии

Престижность профессий меняется со временем. В конце 80-х выпускники школ просто штурмом брали психологические, философские, исторические факультеты. В начале 90-х многие многие грезили о медицине и биологии. В 2000-х на коне юристы и экономисты. А что будет завтра? Через 10, 15, 20 лет? Какой выбор сделать сейчас 17-18 летнему молодому человеку, чтобы расцвет его сил и способностей совпал с подъемом значимости и внимания к своей профессии?

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или поздно каждый молодой человек. В советах и рекламных объявлениях нет недостатка. Однако важно соединить интересы конкретной личности с объективными требованиями сегодняшнего дня.

Проблемы выбора, как и разочарование в профессии, стояли перед молодежью всегда, но в условиях экономических реформ в России, из-за быстро меняющегося рынка труда, появления новых специальностей, возникновения новых учебных заведений, являются особенно актуальными. Если вас сейчас, в данный момент интересуют эти вопросы — мы приглашаем посетить отдел отраслевой литературы Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу ул. Интернациональная, 32 А. (2 этаж).

Советуем прочитать предлагаемые книги:

Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Афанасьева Н.В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г. – Санкт – Петербург: Речь, 2008. – 366 с.

12+

В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения важным представляется конкретизация задач, принципов, технологий психолого-педагогического сопровождения выбора учащимися образовательного профиля. В данном сборнике представлен учебно-методический комплект к профориентационному курсу для школьников «Твой выбор» (тематический план курса, конспекты занятий с подробными пояснениями по их организации и приложениями к занятиям, Рабочая тетрадь для учащихся), профдиагностические методики, текущие и итоговые документы оценки выбора. Эти материалы могут служить основанием для организации комплексного психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения. Методические материалы сборника предназначены для методистов муниципальных Центров повышения квалификации (ЦПК), специалистов службы сопровождения областных центров ПМПСС и образовательных учреждений, педагогов образовательных учреждений. Они также могут быть полезны всем, кто интересуется проблемой профориентации школьников в современных условиях.

Содержание:

Курс профильной ориентации для учащихся «Твой выбор».
Занятия:
Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута.
Мир профессий. Слагаемые выбора.
Профессиональные интересы и склонности.
Способности и выбор профиля обучения.
Планирование профессионально-образовательного маршрута.
Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля.
Приложения:
Анкета жизненного и профессионального самоопределения.
Методика «Готовность к выбору профессии» (адаптация А. П. Чернявской).
Информация о динамике рынка труда.
«Карта интересов» (модификация методики Г. В. Резапкиной).
Словарь профессий.
Методика ДДО (Е. А. Климов).
Методика «Ориентация» (И. Л. Соломин).
Требования к разным типам профессий.
Методики для диагностики способностей.
Уровни профессионального образования.
Список вопросов для собеседования.
Самооценка результатов выбора.
Анкета для учащихся.
Экспертные оценки выбора профиля обучения.
Матрица итогового выбора.
Рабочая тетрадь. Тема.
Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута.
Мир профессий. Слагаемые выбора.
Профессиональные интересы и склонности.
Способности и выбор профиля обучения.
Планирование профессионально-образовательного маршрута.
Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля.


Баркова Н, П., Фролова О. П. Психолого – физиологические характеристики человека в условиях трудовой деятельности: учебное пособие / Баркова Н.П., Фролова О.П.  – Иркутск: Иркутский университет, 2005. – 116 с.

12+

В пособии излагаются основные вопросы психологии и физиологии труда, раскрывающие особенности участия центральной нервной системы и эмоционального мозга в трудовых процессах, связь физиологических процессов с формированием психических функций, проявляющихся в труде. Уделено внимание вопросам возникновения и развития функциональных состояний, их диагностике и оптимизации в процессе труда. В пособии отражены аспекты психофизиологических проявлений во время напряженного умственного и физического труда, а также задачи поддержания здоровья работающего человека.

Пособие адресуется студентам и аспирантам факультетов психологии.


Грецов, А. , Бедарева, Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов / Грецов А., Бедарева Т. – Санкт – Петербург: Питер, 2009. – 272 с. : ил.

12+

Книга поможет вам сориентироваться в мире современных профессий и выбрать для себя ту из них, которая будет отвечать вашим способностям и интересам, а также даст наилучшие возможности для построения карьеры и для достойных заработков. Вы познакомитесь с описанием ста наиболее популярных профессий. Основной акцент будет сделан на распространившихся недавно и популярных среди современной молодежи профессиях: веб-дизайнер, логистик, мерчендайзер, маркетолог, специалист по рекламе и т.п. Кроме описания профессий, в книге даются и психологические механизмы их выбора. Адресована она старшеклассникам, их родителям и всем тем, кто заинтересован в профессиональном самоопределении; полезна она будет также психологам и педагогам, работающим с молодежью.


Давыдова, Эльмира. Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию / Давыдова Эльмира Халимовна – Москва: АСТ, 2017. – 288 с.

12+

Каждый ребенок – загадка для родителей, и даже самому внимательному взрослому нелегко бывает разгадать ее. А разгадать нужно, чтобы не ошибиться с выбором его будущей профессии. Какие интересы ребенка мимолетны, а какие следует поддерживать? Стоит ли принуждать ребенка к «перспективной профессии» или стоит доверять его природе? Эльмира Давыдова, кандидат психологических наук и профориентолог с многолетним опытом работы, пишет о характере ребенка, его склонностях, интересах, дает ценные советы родителям о том, как им понимать своего ребенка и как вести себя ради его счастливого будущего.

 Как оценить работоспособность ребенка?

Как выявить его таланты и увлечения?

 Как выбрать профессию в зависимости от характера?

Как поддержать ребенка в жизни и направить его силы в подходящее для него русло?

Поиск интересного в жизни должен стать для вашего ребенка привычкой, которая навсегда избавит его от духовной бедности и внутренней пустоты. Помогите своему сыну или дочери выбрать правильную дорогу.


Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Зеер Э.Ф. – 2-е изд.. перераб. и доп. – Москва: Академический Проект. 2003. – 336 с.

16+

Психология профессий — новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального самоопределения, феноменологию профессионализации и психологические издержки этого процесса, а также проблемы профессиоведения.

На основе обобщения работ отечественных и зарубежных ученых, а также исследований автора в учебном пособии изложены основные аспекты психологии профессий.

Учебное пособие адресовано студентам инженерно-педагогических специальностей, слушателям факультетов повышения квалификации. Книга может быть полезна специалистам, занятым вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.


Кухарчук А.М. и др. Тесты для выбирающих профессию / А. М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Минск: Современная школа. 2008. – 288 с.

12+

В сборнике представлены профессиональные и любительские популярные тесты, разработанные отечественными и зарубежными специалистами, которые были опубликованы в различных изданиях. Подобранные методики могут быть использованы педагогами, школьными психологами, социальными работниками, учащейся молодежью. Они окажутся особенно полезными для тех, кто интересуется психологией и в частности проблемами самопознания.

Для широкого круга читателей.


Призвание – руководить: старшеклассникам о профессии менеджера: информационно-библиографический справочник / Обл. юнош. б-ка им. И. П. Уткина, сост. Н. П. Савельева – Иркутск, 2007. – 248 с. – (Выбор профессии: путь к успеху; вып. 1).

12+

Все экономисты сходятся в высокой оценке роли менеджера, справедливо полагая, что любая работа начинается прежде всего с выбора руководителя. В чем особенности работы менеджера? Как стать профессионалом в области менеджмента? Какие специализации существуют в данной профессии? Как выглядят будни менеджера по организации праздников и менеджера по туризму? С какими трудностями в своей работе сталкиваются бренд-менеджер и менеджер по рекламе? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в материалах данного информационно-библиографического справочника. Издание адресовано прежде всего будущим абитуриентам, интересующимся экономическими специальностями. Оно призвано дать старшеклассникам общее представление о профессии, сориентировать в различных направлениях менеджмента, раскрыть интернет-ресурсы, полезные в управленческой деятельности.

Для разъяснения основных понятий менеджмента, упоминаемых в пособии «Призвание – руководить», старшеклассникам предлагается краткий словарь экономических терминов, подготовленный по экономическим словарям и учебным пособиям. Будущим абитуриентам будет полезно ознакомиться со списком вузов Иркутской области, осуществляющих подготовку менеджеров. Блок справочных материалов издания дополняет обзор интернет-сайтов экономической тематики, адресованный тем, кто учится на менеджера или уже занимается управленческой деятельностью.


Профессии XXI века: библиографический дайджест / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина; сост. Л.А. Мирманова. – Иркутск, 2006. – 23 с.

12+

Многих ребят интересует вопрос, какие профессии будут наиболее востребованы и доходны в ближайшем будущем. Этой актуальной теме посвящен библиографический дайджест «Профессии XXI века» (составитель Л. А. Мирманова). Здесь кроме обзорной статьи, подготовленной по материалам прессы, имеются краткий словарь новых профессий (например, таких, как копирайтер, неонщик, пейджмейкер и др.) и рекомендательный обзор интернет-сайтов по проблемам профессиональной ориентации молодежи.


Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. — Санкт – Петербург: Питер, 2007. – 464 с. : ил.

12+

Учебное   пособие   подготовлено   по   результатам   исследований,   проведенных   на   факультете   психологии   Московского   городского   педагогического   университета   в   рамках совместного   российско-французского   проекта.   Представленная   в   книге   информация   необходима   студентам   высших   и   средних   учебных   заведений,   консультантам   центров   профконсультирования,   практическим   психологам,   педагогам,   другим   специалистам,   занимающимся   вопросами   профориентации   и   профконсультации.   Материалы   пособия   ориентированы   на   оказание   помощи   учащимся   средней   школы,   выбирающим   свою   будущую профессиональную карьеру.


С буквой закона по жизни : Если твой выбор – профессия юриста : информ.- библиогр. дайджест / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина; сост. Н. П. Савельева. – Иркутск: [б. и.], 2004. – 94 с.

12+

Тем, кто интересуется правовыми вопросами и хочет связать свою жизнь с юридическими специальностями, адресовано издание «С буквой закона по жизни. Если твой выбор – профессия юриста». Оно включило в себя лучшие материалы о специализации выпускников юридических факультетов, в которых они могут себя реализовать, – профессиях следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсульта предприятия, юриста банка и др. Здесь же размещена полезная информация о требованиях, предъявляемых к личностным качествам, умениям, навыкам юристов, список учебных заведений Иркутской области, где можно получить данную профессию, перечень интернет-сайтов, полезных студентам и практикующим юристам, списки использованной и дополнительной литературы.


Степанов В. Г. Профориентация. Функциональная ассиметрия мозга и выбор профессии: учебное пособие для вузов / В. Г. Степанов. – Москва: Академический Проект, 2008. – 447 с. – (Gaudeamus).

12+

 В учебном пособии анализируются важнейшие проблемы профессиональной деятельности современного человека, особенно касающиеся профориентации, первоначальной трудовой подготовки и профессионально-личностного развития. Даются описание состояния и характеристика основных методов и методик профориентационной работы в России и за рубежом, очерчивается круг актуальных научных задач. Сообщается большой теоретико-экспериментальный материал, в том числе авторский, по функциональной асимметрии мозга, позволяющий повысить эффективность производственной деятельности за счет учета индивидуально-типологических особенностей человека, а не только интенсификации труда.

Книга может быть полезна также педагогам, работникам служб занятости и родителям школьников.


Талызина Н. Н. Интернет – ресурсы по проблемам профессиональной ориентации молодежи: обзор сайтов / Н. Н. Талызина // Школьная библиотека. – 2005. — № 5. – С. 1- 24.

12+

Обзор-путеводитель по Интернет-сайтам, содержащим информацию профориентационного характера. Эта информация предназначена для всех, кто занимается проблемами профессиональной ориентации молодежи. Обзор будет полезен школьным библиотекарям, психологам, учителям, родителям и самим учащимся. В список включены основные сайты по проблемам профориентации.


Тюшев , Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю. В. Тюшев. – Санкт – Петербург: Питер, 2008. – 160 с. : ил. – (Практическая психология).

12+

Каждый выпускник школы, думая о своем будущем, в первую очередь решает, какую профессию ему выбрать. И в этот особый период жизни подростков взрослые окажут им неоценимую услугу, если помогут овладеть навыками самостоятельного выбора профессии. В книге кратко излагается концепция жизненного самоопределения и дается полное описание всех процедур тренинга для подро­стков, в том числе упражнений и игр. На основе представленных материалов можно легко разработать собственные программы тренингов.

Книга предназначена профессиональным тренерам, школьным психологам, учителям, родителям и всем, кто работает с подростками.


Уварова М. Ю., Фролова О. П. Психологические основы профессиональной ориентации: учебное пособие / М. Ю Уварова, О. П. Фролова. – Иркутск: Иркутский университет, 2005. – 168 с.

12+

Психологическое содержание профориентации и профессионального самоопределения личности. Изучение профессии в психологии.
Профконсультирование — ведущая технология профессиональной помощи.
Составляющие психологического профориентирования.
Профориентация и профконсультирование детей с отклонениями в развитии.
Приложение. Диагностические материалы.
Методика «Дифференциально-диагностический опросник». (ДДО)
Опросник Дж. Голланда.
Карта интересов.
Диагностическая методика «Профессиональная готовность».
Экспресс-анкета для психолога-ориентатора (В. В. Козлов, А. А. Козлова).
Схема индивидуальной беседы с учащимся.
Методика «Мотивы выбора профессии»
Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей учащегося.
Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).


Филимонова, О. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов / Ольга Филимонова. – Москва: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).

12+

В брошюре кандидата психологических наук Ольги Филимоновой представлена разработанная автором программа для девятиклассников, целью которой является помощь подросткам в профессиональном самоопределении. Описаны технологии развития умений делать адекватный выбор на основе анализа собственных возможностей и предпочтений, что особенно важно на этапе подготовки к профильному обучению.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!