первоучители добра ... (КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ)
первоучители добра ... (КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ)
анонс
анонс
АФИША НА 01.06.22
АФИША НА 01.06.22
previous arrow
next arrow
03 Дек 2021

Креатив-лаборатория ««Ориентиры воспитания читателей через социальный и эмоциональный интеллект». Семинар библиотечных работников МБУК «УГ ЦБС» (12+)

    #каникулысбиблиотекой

29 ноября в читальном зале Центральной детской библиотеки состоялась креатив-лаборатория ««Ориентиры воспитания читателей через социальный и эмоциональный интеллект». Семинар библиотечных работников МБУК «УГ ЦБС» стал площадкой для объединения специалистов по повышению профессионального уровня, систематизации и накоплению практического материала, нахождению путей передачи опыта коллективу через проведение различных мероприятий в активной форме.

Доминантой лаборатории стал эмоциональный интеллект-способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать  информацию для дальнейших рефлексий и действий. Организатор семинара, заведующий ЦДБ Ковтоногова Алла Николаевна,  опираясь на инновационную  теорию американского писателя, психолога, научного журналиста, специалиста по психологии и науке о мозге, образованию и лидерству Дэниела Гоулмана, раскрыла передовое научное утверждение того, что наличие в человеке эмоционального интеллекта важнее умственных знаний IQ в два раза. У людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. Остановилась на структуре эмоциональной компетентности, признаках высокого и низкого эмоционально-социального интеллекта, общих эффекты, причинах эмоций, на эмоциональных режимах, в которых сосуществуют люди. Отмечены проблемы обесценивания собственных достижений, деперсонализация, эмоциональное истощение, и как следствие — выгорание. Выделены три эффекта эмоциональных контактов: эффект бывалого крестьянина, эффект ящерицы и эффект гейши. В заключение теоретического обоснования предложено определение компонента личностного эмоционального интеллекта по шкале Д.В.Люсина. Тест важен для каждого человека, в особенности для того, кто считает свой уровень эмоционального интеллекта высоким.

     Опытом развития эмоционального интеллекта посредством нравственно-патриотического  воспитания подростков и молодежи поделился библиотекарь абонемента библиотеки-филиала №6 Фомина Татьяна Сергеевна. На примере часа мужества «Свеча памяти», исторического десанта «Белые пятна Гражданской войны в Сибири», литературно-музыкального часа «О войне мы с болью говорим», урока мужества «Усольские десантники» и урока России  определена главная цель. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Формирует высокое чувство гордости за принадлежность к России, постоянную готовность к защите Родины.

     О высокообразованном молодом человеке, обладающем моральными и духовно-нравственными принципами, где  «Душа обязана трудиться» продолжил разговор библиотекарь библиотеки-филиала №7 Иванская Тамара Ивановна. Как человеку с высоким уровнем эмоционального интеллекта  находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам.  Как научиться самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков, раскрыто на примере  мероприятий «Битва за Москву», «Ленинград жив», День юного героя антифашиста, встреча по рассказу В. Распутина «Имена». Приведены примеры рассуждений о мечте, о математике, которая ум приводит  порядок, о святках, о музее старины,  о сибирском этносе, есенинском дне и других. Вывод:  эмоциональный интеллект — самый лучший инструмент для достижения социального успеха и счастья.

     О детском творчестве — одном из форм самостоятельной эмоциональной деятельности ребенка, в процессе которой он, экспериментируя, отступает от привычных и знакомых ему способов  проявления окружающего мира,  говорил библиотекарь абонемента библиотеки-филиала №5 Титова Елена Анатольевна. Во время создания нечто нового для себя и других, члены арт-студии «Творчество сближает сердца» изготавливают подарки своими руками, осенние листы, куклы из ниток и свой журнал «Мурзилка». Отмечено  коллективное рисование, сотворчество детей и родителей, где особенно отражается внутренний мир человека, его стремления, желания, переживания. Именно в момент сотворчества ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

      О том, как развивается социальный интеллект у читателей подросткового возраста в библиотечной практике ЦГБ, поделился  методист Попова Валентина Сергеевна. Примерами послужили следующие формы работы: воок-слэм «Вирус чтения», дебаты «Книга-источник знаний. Что читать и как читать?», квиз-бук «Усолье знает, Усолье читает», поведенный в рамках КНИГАМАРТА, правовой ринг «Право имею». Активное применение игровых и конкурсных программ, с привлечением различных образовательных учреждений города, помогают подросткам повысить свой социальный интеллект.

     Вопрос «Влияния семейной микросреды на способы развития  социально-эмоциональной  компетенции юных читателей» раскрыл заведующий ЦДБ Ковтоногова Алла Николаевна.  Отмечена эффективность макро и микросреды, в которой сосуществуют читатели и организаторы детского чтения, которыми являются родители. Даны акценты на детях новых социокультурных условий, где особо отмечена интеллектуализация детства. Предложена универсальная, комплексная авторская технология социально-эмоционального развития детей старшего научного сотрудника ФГБУ Федерального научно-исследовательского социологического центра РАОН.  Н.П. Гришаевой. Сделан акцент на активных помощниках разрушению эмоционально-социального фона. Приведены примеры интерактивных форм  культурно-массовой, коллективной, групповой и индивидуальной работы читающих семей с детьми и подростками ЦДБ, высоко результативно проявляющих себя на международных, всероссийских, региональных, областных, городских и районных творческих площадках. Примерами послужила организация и проведение  двухлетних региональных конкурсов стихов, четырехлетних городских семейных конкурсов «Страница, 21», совместно с  областным  и городским советом ветеранов, городским родительским университетом,  общественными и благотворительными организациями. Организация и проведение родительских собраний в различных образовательных учреждениях, и другие значимые мероприятия.

     Делая выводы, следует отметить, что библиотечные специалисты способны не только оказать помощь детям, подросткам  и организаторам детского чтения в освоении разнообразных вариантов процесса межличностного взаимодействия. Они готовы к построению конструктивных отношений, преодолевающих возникновению препятствий,  управлению эмоциональным состоянием, что предопределяет будущий успех.