викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
14 Ноя 2019

«Мгновения искренности. Лев Аннинский» (16+)

Литературный критик Аннинский Лев Александрович известен своими исследованиями явлений современной культуры. Его книги и рецензии являются образцом современной критической литературы, а также просто увлекательным чтением с потрясающим языком и богатейшей фактологической базой.

«Лев Александрович был человек очень остро мысливший, очень резко действовавший, но никогда не доходивший до края в своих конфликтах. Он ощущал, что эпоха охотится на него как охотится на Льва. На Льва ведь не только Толстого, но и на самого автора — Льва Аннинского. И он хитро косил глазом, уклоняясь от этой эпохи, которая пыталась его поймать», — отмечает Александр Архангельский, литературовед, телеведущий.

Родился будущий литературовед 7 апреля 1934 года. Лев Аннинский, ранние годы которого прошли в почти полной свободе, вспоминает, что родителей почти никогда не было дома. Они много ездили по командировкам и работали. Лева ходил в детский сад, а свободное время проводил во дворе.

Лев Анннинский в фильме «Подкидыш». 1939 год

В доме была хорошая библиотека, и его с детства приучили читать. Многочисленные книги и сформировали его мировоззрение. Среди книг, прочитанных в то время, Аннинский называет важными: «Мифы Древней Греции» А. Куна, произведения Толстого, Стивенсона, Горького, Белинского. Еще в школе он смог прочесть немало философских трудов, в частности Канта, Гегеля, Розанова, Бердяева, Шестова, Федорова и многих других. Свое филологическое призвание осознал еще в юности и твердо следовал ему.

В комсомольском возрасте из озорства и любопытства стал заглядывать в церкви. Возникло непонятное, затопляющее душу ощущение счастья, причем в любой церкви: в православной, католической, протестантской. Однако эпидемии крещений не поддался и верующим не стал.

Окончил филологический факультет МГУ. Выбора профессии не было — был выбор специальности, каковою стала русская литература. Еще в 8-м классе, с первых сочинений, Лев решил заниматься ею и только ею. Причем в любом профессиональном качестве. Если бы он не стал литературным критиком, то стал бы учителем-словесником. Он был готов делать все что угодно: читать, работать в музее, библиотеке — лишь бы находиться в царстве русских текстов.

Долгий путь арт-критика Лев Аннинский, биография которого на всем ее протяжении связана с разными видами искусства, начал в «Литературной газете». Это издание было настоящей школой мастерства, и высокую планку, заданную «Литературкой», Лев Александрович никогда не опускал. Отработав здесь три года, Аннинский уходит в литературно-художественный журнал «Знамя». Затем на его пути были такие СМИ, как «Дружба народов», «Литературное обозрение», «Родина», «Искусство кино», «Время и мы». В это же время Аннинский пишет немало статей и рецензий для разных изданий и работает над большими книгами о творчестве разных русских писателей.

Писатель и литературовед Павел Басинский назвал Льва Аннинского классиком русской литературной критики.

«С одной стороны, он продолжал традиции русской критики XIX века — Добролюбова, Чернышевского, Писарева. В своих статьях он поднимал общественные вопросы. Его интересовала не столько эстетика, сколько современная жизнь и как она отражается в литературе, даже в классике. С другой стороны, он во второй половине XX века принес в русскую критику какой-то совершенно другой язык, другой стиль: блистательный, афористичный. Он мог одной фразой сказать больше, чем скажет большая статья».

Аннинский имел весьма критичное мнение о современной литературе. Он считал, что последние великие вещи нам создала советская литература, а то, что происходит сейчас — не литературный процесс, а «процесс раздачи денег».

— Современные писатели — научились писать хорошо, научились развлекать, но им все равно до смысла жизни. А я именно его ищу. Остальное мне неинтересно» — признавался он.

Нет, он не говорил, что у нас перевелись хорошие писатели. Просто с его точки зрения, из одних только пишущих людей невозможно составить литературу: «Вот будет страдание — будет и великая литература. А нынешняя занимается удовлетворением потребностей: отдохнуть, почитать и выбросить».

Лев Аннинский (фото с официального сайта)

Его темами, кроме литературы, также было кино и общие тенденции в эволюции культуры. Лев Аннинский состоялся и как телевизионный журналист, он являлся автором и ведущим таких программ на телеканале «Культура», как «Медные трубы», «Серебро и чернь», «Засадный полк», «Охота на Льва», «Мальчики державы». В этих программах критик выступает как глубокий исследователь современной культуры, замечательный рассказчик и эссеист. Его фильмы-программы имеют очень высокие рейтинги, так как слушать Аннинского — это уникальное удовольствие. Он является одним из самых начитанных людей на отечественном телевидении и обладает талантом увлекать зрителей за собой в историю персонажа или события.

«Аннинский поражал тем наслаждением, которое он получал от интерпретации текста. Его восхищала полемика, ему очень нравилось спорить и выступать затравщиком газетных дискуссий. Он как рыба в воде плавал в литературной среде, но и в фундаментальную филологию вклад его огромен», — считает писатель и поэт Дмитрий Быков.

Аннинский, Лев Александрович. Лесковское ожерелье : литературная критика / Л. А. Аннинский. — Изд. 2-е, доп. — Москва : Книга, 1982. — 189304 с. : ил. — (Судьбы книг).

«Тема — судьба лесковских книг. Опыт их освоения. Опыт противоречивый. Но и красноречивый: под стать самому писателю, неистовому в страстях, неосторожному в поступках, непредсказуемому в решениях и, однако, твердому в том, как видел он и понимал реальность».

Во второе, переработанное и существенно дополненное издание книги Льва Александровича Аннинского «Лесковское ожерелье», которая по праву считается лучшей работой о Николае Семеновиче Лескове, включены две новые главы, посвященные литературным произведениям «Соборяне» и «Железная воля».

Прежние главы обогащены новыми разысканиями, сведениями о последних событиях в жизни лесковских текстов. Автор раскрывает сложную судьбу самобытных произведений Лескова. Глубина и неожиданность прочтения текстов, их интерпретации в живописи, театре, кино, острый, динамичный стиль привлекут к этой книге и специалистов, и широкие круги читателей.

Аннинский, Л. А.  Тридцатые — семидесятые : литературно-критические статьи / Л. А. Аннинский. — Москва : Современник, 1978. — 271 с.

В книге «Тридцатые — семидесятые» критик Лев Аннинский продолжает острый и полемичный разговор о современном литературном процессе, начатый им в книге «Ядро ореха».

Не стремясь к полному обзору событий, происходивших в нашей поэзии и прозе за последнее десятилетие, он концентрирует внимание на отдельных ярких фигурах (Василий Шукшин, Юрий Трифонов, поэты «фронтового поколения»), рассматривает их творчество в связи с традициями советской литературы (Николай Островский, Борис Корнилов).

Аннинский, Л. А. Локти и крылья : литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы / Л. А. Аннинский. — Москва : Советский писатель, 1989. — 320 с.

Феномен национального в современной культуре, взаимосвязи братских литератур и национальные ценности, живая суть интернационализма — вот проблематика книги Льва Аннинского.

Он пишет о произведениях Чингиза Айтматова, Анатолия Рыбакова, Андрея Битова, Яана Кросса, Владимира Маканина, Отара Чиладзе и других. Книга рассчитана на самые широкие круги читателей, склонных в споре выяснять истину.

Аннинский, Л. А.  Вехи памяти : о книгах Н. А. Островского «Как закалялась сталь» и В. Иванова «Бронепоезд 14-69» / Л. А. Аннинский, Е. Л. Цейтлин. — Москва : Книга, 1987. — 253 с. : ил. — (Судьбы книг).

В книге рассказывается о судьбе произведений советской литературы — «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова.

В эссе Аннинского «Обрученный с идеей» речь идет об истории публикации романа Островского, об успехе его у читателей и отсутствии реакции критики, о поразительной силе книги, невзирая на нарушение автором канонов литературы и отсутствие техники, объяснимой только гением Островского.

Аннинский, Л. А.  Век мой. зверь мой. Русское, советское, всемирное свидетельство стиха  / Л. А. Аннинский. — Иркутск : Изд-во Сапранов, 2004. — 656 с.

Известный литературовед Лев Александрович Аннинский пытается осмыслить творчество выдающихся поэтов XX века в категориях, продиктованных нашим временем, в пределе национального и вселенского. Это не значит, что категории нашего времени лучше прежних или способны исчерпать предмет — великих поэтов будут перечитывать всегда.

Его книга не сборник очерков по истории поэзии прошедшего столетия, а попытка осознать наш менталитет и как он отражался в поэзии может быть самого драматичного века в отечественной истории.

Аннинский, Л. А.  Барды / Л. А. Аннинский ; Худож. С. Элоян. — 2-е изд., доп. — Иркутск : Изд-во Сапранов, 2005. — 384 с. : ил.

Кто первый в наше время взял гитару и запел стихи, вместо того чтобы читать их? Автор проследил развитие авторской песни, как культурного явления. Проследил, опираясь на наиболее, вероятно, значимых с его точки зрения авторов, в контексте смены поколений.

Книга Льва Аннинского посвящена «отцам-основателям» жанра. Среди них: Александр Вертинский, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Новелла Матвеева, Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Булат Окуджава… С некоторыми из них автора связывали личные отношения, чего он отнюдь не скрывает.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!