викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
12 Май 2020

«Сражаюсь, верую, люблю….» Эдуард Асадов (12+)

«Сражаюсь, верую, люблю». Эти слова полностью соответствовали жизни Эдуарда Аркадьевича Асадова. Было трудно, но он никогда не сдавался и шёл вперёд. Всегда верил в свой успех. Он творил для людей. Каких бы тем ни касался Асадов, о чём бы ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует душу.Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в туркменском городе Мерв (ныне Мары). После смерти отца в 1929 году вместе с матерью он перебрался в Свердловск к деду. Там в возрасте восьми лет он написал своё первое стихотворение. С 1939 года Асадов жил в Москве. Учился в 38-й московской школе, которую окончил буквально за несколько дней до начала войны.Не дожидаясь призыва, пришёл в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на фронт и уже через сутки направлялся к месту боёв в составе стрелкового подразделения – Асадов был зачислен в расчёт специального орудия, позже получившего известность как легендарная «катюша».После полутора месяцев интенсивной учёбы дивизион, в котором служил Асадов, был направлен под Ленинград, став 50-м отдельным гвардейским артминомётным дивизионом. В то время гвардейские миномётные части испытывали острую нехватку офицерских кадров. Лучших младших командиров, имеющих боевой опыт, по приказу командования отправляли в военные училища. Так осенью 1942 года Эдуард Асадов был срочно командирован во 2-е Омское гвардейское артминомётное училище. В мае 1943 года, успешно сдав экзамены и получив звание лейтенанта и грамоту за отличные успехи, Эдуард Асадов прибыл на Северо-Кавказский фронт. Он поражал окружающих своей отвагой и целеустремленностью – никогда не теряя головы, Асадов мог принять единственно правильное решение в самой сложной ситуации. А в перерывах между сражениями он писал стихи и читал их на недолгих привалах своим сослуживцам.

Роковым для Асадова стали бои под Севастополем – его собственная батарея была полностью уничтожена прицельным огнём противника. Орудий больше не было, зато оставались запасы снарядов, в которых так нуждались на соседнем рубеже. И с наступлением рассвета боеприпасы были загружены в машину, которую Эдуард Аркадьевич взялся доставить к батарее, обеспечивающей наступление.Это решение было глупым, смертоубийственным, невыполнимым – по открытой равнине, отлично простреливающийся артиллерией и авиацией врага, везти реактивные снаряды по пересечённой местности в обычном тряском грузовичке. Но именно этот подвиг внёс решающую нотку в симфонию Севастопольской победы – вовремя доставленные снаряды дали возможность подавить огневые точки противника. Неизвестно, каков был бы результат сражения, если бы Асадов ни принял такого решения.К сожалению, для него самого эта битва стала последней. Осколком снаряда, взорвавшегося в двух шагах от машины, Асадову снесло часть черепа, залив лицо кровью и полностью ослепив его. По мнению медиков, после таких ранений человек должен умереть в течение нескольких минут. И уж точно он не способен совершать каких-то телодвижений. Асадов довёл машину до соседней батареи, находясь практически без сознания, и только потом погрузился в пучину небытия. В ней он провел почти месяц.За этот подвиг гвардии лейтенант Асадов был награждён орденом Красной Звезды, а спустя многие годы Указом постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР от 18 ноября 1989 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он также удостоен звания почётного гражданина города-героя Севастополя.А подвиг продолжался. Предстояло вновь поверить в себя, мобилизовать все силы и волю, суметь вновь полюбить жизнь, полюбить так, чтобы рассказать о ней в своих стихах во всём многообразии красок. В госпитале между операциями он продолжал писать стихи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице.

Елена Анатольевна Титова,
библиотекарь филиала №5

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!