Литературный критик Аннинский Лев Александрович известен своими исследованиями явлений современной культуры. Его книги и рецензии являются образцом современной критической литературы, а также просто увлекательным чтением с потрясающим языком и богатейшей фактологической базой.
«Лев Александрович был человек очень остро мысливший, очень резко действовавший, но никогда не доходивший до края в своих конфликтах. Он ощущал, что эпоха охотится на него как охотится на Льва. На Льва ведь не только Толстого, но и на самого автора — Льва Аннинского. И он хитро косил глазом, уклоняясь от этой эпохи, которая пыталась его поймать», — отмечает Александр Архангельский, литературовед, телеведущий.
Родился будущий литературовед 7 апреля 1934 года. Лев Аннинский, ранние годы которого прошли в почти полной свободе, вспоминает, что родителей почти никогда не было дома. Они много ездили по командировкам и работали. Лева ходил в детский сад, а свободное время проводил во дворе.
Лев Анннинский в фильме «Подкидыш». 1939 год
В доме была хорошая библиотека, и его с детства приучили читать. Многочисленные книги и сформировали его мировоззрение. Среди книг, прочитанных в то время, Аннинский называет важными: «Мифы Древней Греции» А. Куна, произведения Толстого, Стивенсона, Горького, Белинского. Еще в школе он смог прочесть немало философских трудов, в частности Канта, Гегеля, Розанова, Бердяева, Шестова, Федорова и многих других. Свое филологическое призвание осознал еще в юности и твердо следовал ему.
В комсомольском возрасте из озорства и любопытства стал заглядывать в церкви. Возникло непонятное, затопляющее душу ощущение счастья, причем в любой церкви: в православной, католической, протестантской. Однако эпидемии крещений не поддался и верующим не стал.
Лев Аннинский (фото из свободных источников Интернета)
Лев Аннинский в 1960-е гг. Фото: РГАЛИ
Лев Аннинский (фото с официального сайта)
Окончил филологический факультет МГУ. Выбора профессии не было — был выбор специальности, каковою стала русская литература. Еще в 8-м классе, с первых сочинений, Лев решил заниматься ею и только ею. Причем в любом профессиональном качестве. Если бы он не стал литературным критиком, то стал бы учителем-словесником. Он был готов делать все что угодно: читать, работать в музее, библиотеке — лишь бы находиться в царстве русских текстов.
Долгий путь арт-критика Лев Аннинский, биография которого на всем ее протяжении связана с разными видами искусства, начал в «Литературной газете». Это издание было настоящей школой мастерства, и высокую планку, заданную «Литературкой», Лев Александрович никогда не опускал. Отработав здесь три года, Аннинский уходит в литературно-художественный журнал «Знамя». Затем на его пути были такие СМИ, как «Дружба народов», «Литературное обозрение», «Родина», «Искусство кино», «Время и мы». В это же время Аннинский пишет немало статей и рецензий для разных изданий и работает над большими книгами о творчестве разных русских писателей.
Лев Аннинский (фото с официального сайта)
Лев Аннинский (фото с официального сайта)
Лев Аннинский (фото с официального сайта)
Лев Аннинский и президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Ясен Засурский на церемонии вручения премии правительства РФ в области СМИ за 2015 год
Писатель и литературовед Павел Басинский назвал Льва Аннинского классиком русской литературной критики.
«С одной стороны, он продолжал традиции русской критики XIX века — Добролюбова, Чернышевского, Писарева. В своих статьях он поднимал общественные вопросы. Его интересовала не столько эстетика, сколько современная жизнь и как она отражается в литературе, даже в классике. С другой стороны, он во второй половине XX века принес в русскую критику какой-то совершенно другой язык, другой стиль: блистательный, афористичный. Он мог одной фразой сказать больше, чем скажет большая статья».
Аннинский имел весьма критичное мнение о современной литературе. Он считал, что последние великие вещи нам создала советская литература, а то, что происходит сейчас — не литературный процесс, а «процесс раздачи денег».
— Современные писатели — научились писать хорошо, научились развлекать, но им все равно до смысла жизни. А я именно его ищу. Остальное мне неинтересно» — признавался он.
Нет, он не говорил, что у нас перевелись хорошие писатели. Просто с его точки зрения, из одних только пишущих людей невозможно составить литературу: «Вот будет страдание — будет и великая литература. А нынешняя занимается удовлетворением потребностей: отдохнуть, почитать и выбросить».
Лев Аннинский (фото с официального сайта)
Его темами, кроме литературы, также было кино и общие тенденции в эволюции культуры. Лев Аннинский состоялся и как телевизионный журналист, он являлся автором и ведущим таких программ на телеканале «Культура», как «Медные трубы», «Серебро и чернь», «Засадный полк», «Охота на Льва», «Мальчики державы». В этих программах критик выступает как глубокий исследователь современной культуры, замечательный рассказчик и эссеист. Его фильмы-программы имеют очень высокие рейтинги, так как слушать Аннинского — это уникальное удовольствие. Он является одним из самых начитанных людей на отечественном телевидении и обладает талантом увлекать зрителей за собой в историю персонажа или события.
«Аннинский поражал тем наслаждением, которое он получал от интерпретации текста. Его восхищала полемика, ему очень нравилось спорить и выступать затравщиком газетных дискуссий. Он как рыба в воде плавал в литературной среде, но и в фундаментальную филологию вклад его огромен», — считает писатель и поэт Дмитрий Быков.
Аннинский, Лев Александрович. Лесковское ожерелье : литературная критика / Л. А. Аннинский. — Изд. 2-е, доп. — Москва : Книга, 1982. — 189304 с. : ил. — (Судьбы книг).
«Тема — судьба лесковских книг. Опыт их освоения. Опыт противоречивый. Но и красноречивый: под стать самому писателю, неистовому в страстях, неосторожному в поступках, непредсказуемому в решениях и, однако, твердому в том, как видел он и понимал реальность».
Во второе, переработанное и существенно дополненное издание книги Льва Александровича Аннинского «Лесковское ожерелье», которая по праву считается лучшей работой о Николае Семеновиче Лескове, включены две новые главы, посвященные литературным произведениям «Соборяне» и «Железная воля».
Прежние главы обогащены новыми разысканиями, сведениями о последних событиях в жизни лесковских текстов. Автор раскрывает сложную судьбу самобытных произведений Лескова. Глубина и неожиданность прочтения текстов, их интерпретации в живописи, театре, кино, острый, динамичный стиль привлекут к этой книге и специалистов, и широкие круги читателей.
Аннинский, Л. А. Тридцатые — семидесятые : литературно-критические статьи / Л. А. Аннинский. — Москва : Современник, 1978. — 271 с.
В книге «Тридцатые — семидесятые» критик Лев Аннинский продолжает острый и полемичный разговор о современном литературном процессе, начатый им в книге «Ядро ореха».
Не стремясь к полному обзору событий, происходивших в нашей поэзии и прозе за последнее десятилетие, он концентрирует внимание на отдельных ярких фигурах (Василий Шукшин, Юрий Трифонов, поэты «фронтового поколения»), рассматривает их творчество в связи с традициями советской литературы (Николай Островский, Борис Корнилов).
Аннинский, Л. А. Локти и крылья : литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы / Л. А. Аннинский. — Москва : Советский писатель, 1989. — 320 с.
Феномен национального в современной культуре, взаимосвязи братских литератур и национальные ценности, живая суть интернационализма — вот проблематика книги Льва Аннинского.
Он пишет о произведениях Чингиза Айтматова, Анатолия Рыбакова, Андрея Битова, Яана Кросса, Владимира Маканина, Отара Чиладзе и других. Книга рассчитана на самые широкие круги читателей, склонных в споре выяснять истину.
Аннинский, Л. А. Вехи памяти : о книгах Н. А. Островского «Как закалялась сталь» и В. Иванова «Бронепоезд 14-69» / Л. А. Аннинский, Е. Л. Цейтлин. — Москва : Книга, 1987. — 253 с. : ил. — (Судьбы книг).
В книге рассказывается о судьбе произведений советской литературы — «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова.
В эссе Аннинского «Обрученный с идеей» речь идет об истории публикации романа Островского, об успехе его у читателей и отсутствии реакции критики, о поразительной силе книги, невзирая на нарушение автором канонов литературы и отсутствие техники, объяснимой только гением Островского.
Аннинский, Л. А. Век мой. зверь мой. Русское, советское, всемирное свидетельство стиха / Л. А. Аннинский. — Иркутск : Изд-во Сапранов, 2004. — 656 с.
Известный литературовед Лев Александрович Аннинский пытается осмыслить творчество выдающихся поэтов XX века в категориях, продиктованных нашим временем, в пределе национального и вселенского. Это не значит, что категории нашего времени лучше прежних или способны исчерпать предмет — великих поэтов будут перечитывать всегда.
Его книга не сборник очерков по истории поэзии прошедшего столетия, а попытка осознать наш менталитет и как он отражался в поэзии может быть самого драматичного века в отечественной истории.
Аннинский, Л. А. Барды / Л. А. Аннинский ; Худож. С. Элоян. — 2-е изд., доп. — Иркутск : Изд-во Сапранов, 2005. — 384 с. : ил.
Кто первый в наше время взял гитару и запел стихи, вместо того чтобы читать их? Автор проследил развитие авторской песни, как культурного явления. Проследил, опираясь на наиболее, вероятно, значимых с его точки зрения авторов, в контексте смены поколений.
Книга Льва Аннинского посвящена «отцам-основателям» жанра. Среди них: Александр Вертинский, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Новелла Матвеева, Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Булат Окуджава… С некоторыми из них автора связывали личные отношения, чего он отнюдь не скрывает.
Просмотров280
Во время посещения сайта noviy.usoliecbs.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics".
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional".
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary".
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other.
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".
viewed_cookie_policy
11 months
The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data.
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.