«Его Время и Место в литературе не исчезли» (14+)
95 лет со дня рождения советского писателя Юрия Валентиновича Трифонова (1925–1981)
Юрий Трифонов — классик отечественной литературы, один из крупнейших представителей «городской прозы». В своих произведениях он сумел мастерски передать дух сталинской эпохи, оттепели и период застоя.
Предлагаем вам познакомиться с творчеством писателя
Юрий Валентинович – мастер жизненной истории, в которой каждая деталь правдива и события непременно те, что происходили где-то совсем рядом. Городская проза. Проза жизни каждого человека.
Сам автор иногда жаловался, что у него отсутствует фантазия, вот и приходится писать с натуры: «Я пишу о смерти, я пишу о любви, я пишу о распаде семьи, о борьбе человека со смертельным горем…».
Жизнь самого писателя была творчески наполненной и успешной.
Юрий Валентинович Трифонов родился в семье крупного профессионального революционера, репрессированного в 1938 г. Трифонов воспитывался у родственников, работал на авиационном заводе.
Трифонов поступил в Литературный институт и первым же своим произведением – романом «Студенты» (1950) добился государственного признания: получил Сталинскую премию.
Впрочем, премия не спасла молодого писателя от исключения из института и из комсомола за «утаенное при вступлении в Союз писателей происхождение из врагов народа». К счастью для Трифонова, райком не утвердил этого решения, тем самым у молодого талантливого писателя появилась возможность окончить институт и получить работу.
Повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976) принесли Трифонову широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков.
Зрелый талант Трифонова проявился в «московских повестях». Действие всех повестей, как и современные события романов Трифонова, происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. Писатель стремился, чтобы в его персонажах – инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, актрисах, ученых – читатель безошибочно угадывал себя.
Моя проза, утверждал Трифонов, «не про каких-то мещан, а про нас с вами», про рядовых горожан. Его герои показаны в бытовых ситуациях (в обменах квартир, болезнях, мелких стычках друг с другом и начальством, в поисках заработка, интересной работы) и вместе с тем сопряжены со временем – нынешним, прошлым и отчасти будущим.
Два последних романа Трифонова «Время и место» и «Исчезновение» увидели свет уже после смерти писателя. Не имея при жизни прямых учеников и последователей, Ю. В. Трифонов стал предтечей таких литературных явлений, как «проза сорокалетних».
Произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя в 1981 году.
«Если бы меня спросили, что такое старость, я бы сказал: это время, когда времени нет. Потому что живем мы неправильно. Сорим временем, тратим его попусту, туда-сюда, на то на се, не соображая, какая это изумительная драгоценность, данная нам неспроста, а для того, чтобы мы выполнили что-то, достигли чего-то…» — Юрий Трифонов.
Значение прозы Юрия Валентиновича Трифонова трудно переоценить. В своих произведениях он смог говорить с читателем откровенно, безо лжи и пафоса, о самых острых социальных проблемах своего времени, а бесспорное литературное мастерство ставит Трифонова в ряд крупнейших имен русской литературы советского периода.
Библиотекарь центральной городской библиотеки
Оксана Анатольевна Рыбинская