афиша Пушка
афиша Пушка
викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
22 Апр 2021

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЗЪЕЗД ИЛИ СТАНЦИЯ «АНГАРА»

В конце 1899 года Управление железных дорог Министерства путей сообщения представило доклад об организации станции Усолье на 1655 версте (от реки Обь, от начала Средне-Сибирской железной дороги).

Комиссия для выяснения необходимых мероприятий по усилению пропускной и провозной способности Сибирской железной дороги наметила строительство станции «Усолье» на перегоне между Тельмой и Мальтой на расстоянии 10 км от первой и 15 км от второй и признала необходимым строительство станции в целях привлечения на дорогу грузов соли из казённого солеваренного завода.

Разъезд, сначала назывался 2984 верста (расстояние от Челябинска, от начала Сибирской железной дороги).

В 1900 году, комиссия Министерства путей сообщения под руководством начальника Управления по сооружению железных дорог Михайловского К. Я., обследовавшая положение дел на железных дорогах Сибири, отмечала, что в Усолье велась значительная добыча соли (до 4,9 тыс. тонн) и в связи с этим, необходимо было расширить разъезд.

В 1900 году, на разъезде, построили деревянный, на каменном фундаменте с железной крышей вокзал, площадью – 227 кв. м, по типу вокзалов для станций 4-го класса, но увеличенной площади. Одноэтажное деревянное здание с прямоугольным планом вытянуто вдоль железнодорожной платформы. Ось главного входа сдвинута вправо. Вход акцентирован лёгким ризалитом и небольшим объёмом, в пределах этого ризалита, возвышающимся над общей двускатной с вальвами кровлей.

Небольшой объём, в свою очередь, перекрыт высокой с треугольным фронтоном кровлей, увенчанной шпицем. Фронтон акцентирован небольшим чердачным окном. Углы фасадов и ризалита усилены узкими филенчатыми лопатками. Резьба, украшающая карнизы, выполнена схематично. Типичная для Транссибирской магистрали постройка, выполненная в эмпээсовском стиле. Является важной частью комплекса станционных построек. 

     

В здании, имелись залы для пассажиров 1-го и 2-го классов и для пассажиров 3-го класса, комната начальника станции и телеграфа, почта, ламповая и дамская уборная.

Рядом с вокзалом поставили туалет. Для пассажиров устроена земляная платформа. Других сооружений около вокзала не было. В феврале 1903 года Управление железных дорог, согласно постановлению Совета Управления Сибирской железной дороги, разрешило разъезд 2984 верста переименовать в станцию «Усолье» с открытием на ней всех операций по пассажирскому и грузовому движению.

В апреле 1903 года станция «Усолье» была открыта. С начала 1920-х годов до 1957 года 20 века станция называлась «Ангара». В 1901 году, на станции появилась казарма, ещё один жилой дом (площадь 203 кв. м), в 1903 году – деревянный грузовой пакгауз, пассажирский пакгауз, каменная крытая платформа, одиночная путевая будка, в 1906 году ещё один барак, в 1909 году

две жилые стрелочные будки и баня, в 1910 году – жилой дом (площадь 83 кв. м), в 1911 году – ещё три будки, в 1927 году – ещё один жилой дом (218 кв. м). Все жилые дома имели службы: туалет, помойную яму, сараи (стайки). В одном доме был ледник.

В 1912 году, на перроне появилась водогрейка, торговый навес, а в следующем году – земляная промежуточная пассажирская платформа.

Большинство построек стояло со стороны вокзала. На противоположной стороне располагалась лишь полуказарма, один барак, несколько путевых будок и пакгауз для грузов. Здесь же рядом с пакгаузом в 1927 году были построены вагонные весы и рядом будка. К вагонным весам и к пакгаузу подведены две отдельные железнодорожные линии.

Путевое развитие состояло из двух главных (чётного и нечётного), пассажирского, трёх разъездных, двух пакгаузных, трёх тупиковых путей. На станции было уложено 19 стрелок, стояло четыре семафора, четыре упора (тупика) и один диск на вспомогательной ветке.

От станции отходили две вспомогательные ветки: одна на спичечную фабрику длиной 1370 м, другая длиной 5665 м на Усольский солеваренный завод.

В 1930 году, в восточной горловине станции построили амбар для хранения хлеба и к нему удлинили тупиковую линию.

В настоящее время вокзал пригородных касс не задействован в перевозочном процессе.

Используемые документы и ресурсы

  1. Васильев, В. В первозданном виде / В. Васильев // Слово. – 1996. – 30 мая. – С. 32 : фот.

 

  1. Ильинский, Алексей Георгиевич. И пришла железная дорога / Алексей Ильинский // Ленинский путь. – 1990. – 31 авг.

 

  1. О тех далеких временах / редакционная коллегия Пл № 29 // Усольский пенсионер. – 2004. – 29 июля.

 

  1. Патрин, Владимир Иванович. Узнала / Владимир Патрин // Усольские новости и мiровые репортажи. – 2013. – 21 нояб. ; фот.

 

  1. Станция «Ангара», она же Усолье-Сибирское // Усольский пенсионер. – 2007. – 10 мая. – С. 3 : фот.

 

  1. Шаманский, Василий Федорович. Великий Сибирский путь / Василий Шаманский // Ленинский путь. – 1988. – 6 авг.

 

  1. Шаманский, Василий Федорович. Субботники на станции «Ангара» / Василий Шаманский // Усольские новости и мiровые репортажи. – 2000. – 18 мая : фот.

 

При подготовке материала использован архив Центральной городской библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!