Подпрограмма развивающего чтения «Уроки детских писателей» для обучающихся 1-4 классов (в рамках комплексной программы социального развития детского чтения «Библиотека – дом тепла и смысла»)
«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок,
который мы можем ему сделать»
С. Лупан
Введение: Трудно переоценить роль чтения в развитии подрастающего поколения. К сожалению, все реже в руках ребенка можно увидеть книгу, и немногие современные семьи могут похвастаться традицией семейного чтения вслух. Библиотека, как один из социальных институтов, может стать вторым родным и теплым домом, способным приобщить детей к чтению лучших образцов детской художественной литературы. Чтобы оказать помощь школе и семье в воспитании маленьких читателей, разработана данная подпрограмма по формированию культуры чтения обучающихся младших классов. Наша задача состоит и в том, чтобы изменить сам характер детского чтения, в котором будет преобладание чтения для души: творческого и развивающего. Художественная литература, реализованная в чтении, помогает эмоциональному воспитанию, формирует ценностные ориентации. Каждая хорошая книга, пережитая ребенком – это школа его чувств.
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей, необходимых для полноценного развития детей, на примере лучших произведений детской художественной литературы.
Задачи подпрограммы:
-
Пробудить у детей постоянный интерес к чтению через лучшие произведения художественной литературы для детей.
-
Раскрыть творческие возможности ребенка как читателя; способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
-
Научить детей сопереживать литературным героям, эмоционально откликаться на прочитанное, чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.
-
Оказать помощь в формировании у детей системы нравственных ценностей; дать им основы моральных, правовых и эстетических знаний.
Целевая категория пользователей: обучающиеся 2 «а» класса МБОУ «СОШ № 10» (педагог Парамонова С. В.)
Сроки реализации: с 2022 по 2025 год.
Пути реализации подпрограммы:
Во 2-м классе обучается 26 детей. Навыки постоянного чтения в семье (читают вместе с родителями по вечерам или в выходной день) отмечены только у 4 детей. Все обучающиеся этого класса записались в отделе обслуживания ЦДБ, будут еженедельно посещать библиотеку, брать для чтения литературу; ежемесячно для них будут проводиться библиотечные массовые мероприятия в форме обзоров, бесед, литературных игр, праздников, уроков дружбы, добра, патриотизма и т.д.
Знания у ребят этого возраста лучше всего усваиваются в ходе игры, поэтому большинство разработанных и подготовленных мероприятий будут проходить в виде игровых занятий с демонстрацией слайдов, фотографий, экспонатов, использованием видеозаданий. Дети будут принимать самое активное участие в мероприятиях: отвечать на вопросы, рисовать, предлагать свои варианты поведения в поступках литературных героев, инсценировать отрывки из книг, участвовать в ситуативных играх.
Ожидаемые результаты: Мы надеемся, что в процессе реализации данной подпрограммы у детей сформируется потребность в творческом, развивающем чтении, которое превратится в постоянную необходимость. Через регулярное и систематическое общение с книгой у наших читателей появится стремление к творчеству, глубоким знаниям, проявится интерес к окружающему миру. На примере лучших образцов детской художественной литературы будет оказана помощь читателям в развитии общечеловеческих ценностей.
Автор разработчик и ответственный исполнитель: главный библиотекарь ЦДБ Майорова Ирина Владимировна.
Система программных мероприятий на 2023 год по подпрограмме развивающего чтения «Уроки детских писателей»
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский
«Книги-юбиляры 2023» |
Игровой обзор книг |
Январь |
МБОУ «СОШ № 10», 2 «а» класс |
«У этой книги юбилей!» |
Выставка-информина |
Январь |
|
«Путешествие в мир Пришвина» |
Литературно-экологический час к 140-летию М. М. Пришвина |
Февраль |
|
«Певец русской природы» |
Выставка-портрет |
Февраль |
|
«Веселый день с Сергеем Михалковым» |
Литературная игра к 110-летию С. В. Михалкова |
Март |
|
«Любимых детских книг творец» |
Выставка-викторина |
Март |
|
«Прикольные школьные истории» |
Караван книг |
Апрель |
|
«Веселые книжки о вас, ребятишки!» |
Выставка-совет |
Апрель |
|
«Детское лицо войны» |
Час памяти и скорби ко Дню Победы, в рамках Дней воинской славы России 2023 г. |
Май |
|
«Читаем книги о войне» |
Выставка-призыв |
Май |
|
«В стране Вообразилии Бориса Заходера» |
Поэтический калейдоскоп к 105-летию Б. Заходера |
Сентябрь |
МБОУ «СОШ № 10», 3 «а» класс |
«Товарищам детям» |
Выставка-обращение |
Сентябрь |
|
«Читаем вместе, читаем вслух» |
День громкого чтения, в рамках Всемирного дня чтения |
Октябрь |
|
«Читайте сами! Читайте с нами!» |
Выставка-рекомендация |
Октябрь |
|
«Веселая семейка Николая Носова» |
Литературный праздник к 115-летию Н. Н. Носова |
Ноябрь |
|
«Любимые книги любимого писателя» |
Выставка-игрушка |
Ноябрь |
|
«Обыкновенные дети – необыкновенные взрослые» |
Час информации |
Декабрь |
|
«Жизнь замечательных детей» В. Воскобойникова» |
Выставка одной книги |
Декабрь |
|