«Я не верю судьбе…» (12+)
25 января 1938 года на свет появился человек, который своим гипнотическим голосом и актерским мастерством завоевал сердца многих людей. Его песенные миниатюры казались сиюминутными рифмованными шутками на злобу дня, но и сейчас воспринимаются как зарисовки с натуры. Это предназначение всего истинного, глубокого, — оставаться всегда востребованным, современным, нужным людям. Герой сегодняшнего дня — Владимир Высоцкий.
Трудно найти в нашей истории человека, которого так бы любил народ, равно как и поэта, которого так часто цитировали и при жизни, и десятилетия спустя.
В 70-80-е годы его песни звучали почти из каждого окна. Но и сейчас, когда Владимира Высоцкого нет рядом с нами уже скоро сорок лет, это имя не забыто. Его песенные миниатюры казались сиюминутными рифмованными шутками на злобу дня, однако они и сейчас воспринимаются как зарисовки с натуры. Это предназначение всего истинного, глубокого, — оставаться всегда востребованным, современным, нужным людям.
Он был коренным жителем столицы. Родился в ней — 25 января 1938 года, потом много колесил по стране, но ушел из жизни тоже в Москве — 25 июля 1980 года. Между этими датами достаточно короткая жизнь, но, за те 42 года, Владимир Высоцкий успел поразительно много. Его творчество дало собирательный образ героя того переломного времени.
Творческое наследие Владимира Высоцкого насчитывает более 800 песен и стихотворений, 30 ролей в кино, 20 в театре и множество незаконченных проектов. Он заслужил славу народного барда и всесоюзную любовь — за то, что всегда пел искренне, писал свои стихи от души, играл своих героев живо и ярко, и всегда обращался к зрителю, всегда говорил с ним на одном языке. Поэтому его произведения до сих пор остаются актуальными и близкими сердцам нескольких поколений слушателей.
Книги про Высоцкого — это и его творческое наследие, и воспоминания о нем других людей. Многим было и есть что вспомнить о человеке, который горел, как бикфордов шнур, и согревал своим пламенем всех вокруг. Многочисленные мемуары и интервью тех, кому повезло его знать или быть его другом. Откровения любимых им женщин. С книгами про Высоцкого вы прикоснетесь к творчеству и жизни того, кого просто невозможно назвать умершим…
- Влади, М. Владимир, или Прерванный полет / М. Влади ; пер. с фр. М. Влади и Ю. Абдуловой. — Москва : Прогресс, 1989. — 176 с.
Книга-откровение, в которой собраны воспоминания любящей женщины. Марина Влади делится с читателями историей своей жизни с Владимиром Высоцким. Здесь вы можете, из первых уст, узнать о том, как зарождалось это великое чувство, об их совместном быте, творческих поисках и самоотверженности французской актрисы, которая так отчаянно пыталась спасти мужа от тяги к алкоголю и наркотикам.
Вся книга очень эмоциональна, отмечают читатели. Каждая строчка пронизана любовью и нежностью. А ее простое обращение к мужу — «ты» — словно он не умер, а находится совсем рядом, стоит только протянуть руку. Невероятная история всепоглощающей любви двух людей, которых соединила невидимая нить…
Автору не откажешь в искреннем желании разобраться в непростых явлениях советской действительности конца 60-х — начала 80-х годов, понять мотивы беспредельной любви Владимира Высоцкого к своей Родине. Эта искренность автора легко прочитывается даже на тех страницах книги, на которых эмоции явно берут верх над объективностью.
Цитата: «Человек, живущий в тоталитарном государстве, неловко чувствует себя даже в собственной шкуре. Он надеется найти на Западе окончательное разрешение всех проблем и избавиться от своих страхов. И вдруг понимает, что сам по себе Запад ничего не изменит в его жизни — у него лишь возникнет множество неведомых доселе обязанностей. Прибыль — это главное, эгоизм — закон жизни, и ужаснее всего то, что сам он здесь — никто и ничто. И ко всему прочему существует языковой барьер. Для поэта это смертельно»
- Высоцкий, Н. В. Высоцкий. Спасибо, что живой : [киноповесть] / Н. В. Высоцкий, Р. А. Тугушев. — СПб. : Амфора, 2012. — 255 с. — (Читать модно).
Книга написана по сценарию одноименного фильма. Книга, как самостоятельное произведение, гораздо полнее и насыщеннее фильма. Действие относится к 1979 году и охватывает несколько дней из жизни Владимира Высоцкого, когда на гастролях в Узбекистане он перенес клиническую смерть. Обреченный, страдающий поэт отчаянно борется за право жить полной жизнью, в то время как КГБ пытается сомкнуть кольцо вокруг него и близких ему людей…
Всем, кто интересуется не только его творчеством, но и личностью поэта, его друзьями, а он как раз был очень верным другом, советуем прочитать эту книгу, тем более, что в написании участвовал сын Владимира Семеновича — Никита. Хорошая интересная история, основанная на реальных событиях, с реальными персонажами. Высоцкий в этом произведении — не бог, не идол и не памятник, а живой человек со слабостями и недостатками, который, тем не менее, оказывает потрясающее воздействие на всех, кто его окружает.
Цитата: «Смерть вовсе не черная… Она, как зайчик солнечный, ослепит на мгновение — и все. Поздно! Хватились, а уже кончено!»
- Георгиев, Л. Владимир Высоцкий : встречи, интервью, воспоминания / Л. Георгиев. — Москва : Искусство, 1991. — 268 с.
Любен Георгиев, болгарский театровед, доктор филологических наук, прекрасно знает театральную Москву. Он автор книг и телефильмов, посвященных советским режиссерам, актерам, писателям. С Высоцким его связывали долгие годы дружбы. Встречи, интервью, воспоминания помогают автору воссоздать подлинный его портрет — артиста, поэта, певца, человека, гражданина.
Автор любит своего героя. Сколько раз мы повторяем эти слова, но порой не вдумываемся в них. Георгиев пишет влюбленно. И это диктует живость стиля, пристрастность оценок, ревнивое охранение памяти Высоцкого от прилепившихся к нему, к его имени пошлости и спекуляции.
Рассказав, как во время интервью в Болгарии, Высоцкий не хотел, чтобы безличное «вы» (официальность!) вытеснило простое и естественное «ты», Георгиев пишет: «Сегодня меня тяготит не вежливая форма обращения, которая осталась в печатном тексте, — невыносимо тяжело говорить о Высоцком в прошедшем времени».
В книге живет и образ собеседника знаменитого певца и актера — самого Любена Георгиева. Об этом нельзя не сказать, и это большое достоинство, которое, несомненно, оценит читатель. А у этой книги, конечно, будет большой читатель.
Цитата: «Никогда не суди с первого взгляда ни о собаке, ни о человеке. Потому что, простая дворняга… может иметь добрейшую душу, а человек приятной наружности… может оказаться редкой сволочью…»
- Годованник, Л. Тайные гастроли. Ленинградская биография Владимира Высоцкого : [журналистское расследование] / Л. Годованник. — Москва : АСТ ; СПб. : Астрель-СПб, 2012. — 252 с. : ил.
Эта книга — первое в России журналистское расследование, посвященное ленинградской биографии Владимира Высоцкого. Книга не содержит ни одной ссылки на использованную литературу — она построена исключительно на эксклюзивных материалах, добытых автором в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия.
Эта книга исключительно документальная, но она ни в коем случае не претендует на «точку» в исследовании ленинградской биографии Владимира Высоцкого. Автор опубликовал лишь те истории, которые ему показались интересными. Но и эти материалы касаются лишь некоторых фактов ленинградской биографии Высоцкого.
При написании этой книги Лев Годованник не придавал особого значения датам, важным было совсем другое — КАК это происходило, и КАК проявлял себя Высоцкий в тех или иных ситуациях. Но, в определенной степени, все описанные тут события имеют привязки ко времени и к пространству. Для этих целей, в частности, в конце каждой главы имеются справки. Но, повторим, это не научный труд, а журналистский материал, для которого важна суть, а не «галочка».
Цитата: «Такова особенность юношеского возраста: очень легко не замечать того, что не нравится, когда делаешь то, что хочется»
- Демидова, А. С. Мой Высоцкий / А. С. Демидова. — Москва : Эксмо, 2016. — 272 с. — (Роман с театром).
Знаменитая актриса Алла Демидова проработала с Высоцким в Театре на Таганке почти 15 лет: со дня основания театра — до смерти Владимира Семеновича. Они вместе играли, репетировали, ездили на концерты, жили рядом на гастролях. Ее предельно искренние воспоминания раскрывают Высоцкого, его личность и талант, прежде всего, как театрального актера.
Эта сторона его творчества, как ни странно, всегда оставалась в тени — писали о песнях Высоцкого и его фильмах, о близости его к народу, о личной жизни, наконец. А ведь, без театра нельзя понять художественной индивидуальности Высоцкого. Но в театре его видело очень ограниченное число людей. При жизни Высоцкого попасть на «Таганку» простому зрителю было почти невозможно, в зале сидела так называемая престижная публика, для которой Высоцкий чаще всего был лишь модой. Театральные критики о Высоцком писали мало: и из-за того, что не сразу обратили на него свое внимание, и из-за запрета публикаций о Театре на Таганке. По этим же причинам нет снятых на пленку спектаклей, где играл Высоцкий. Остались его киноработы. Большие и маленькие роли. Успешные и менее успешные. Но экран не передает, к сожалению, той душевной энергии, которая исходила от Высоцкого, на концертах и спектаклях. Тем ценнее рассказ, многолетней партнерши Высоцкого, о Таганском «закулисье».
Женская интуиция, наблюдательность и знаменитая «холодная чувственность» Демидовой позволяют читателям открыть для себя нового, доселе незнакомого им Высоцкого.
Цитаты: «Существует расхожая истина: чтобы понять, как человек талантлив, нужно представить его умершим»
«Высоцкий жил самосжигаясь. Его несло. Я не знаю, какая это сила, как она называется: судьба, предопределение, миссия? И он – думаю, убеждена! – знал о своем конце, знал, что сердце когда-нибудь не выдержит этой нечеловеческой нагрузки и бешеного ритма. Но остановиться не мог…»
- Золотухин, В. С. Секрет Высоцкого / В. С. Золотухин. — Москва : Алгоритм, 2013. — 352 с. — (Жизнь в искусстве).
Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин — несомненно, самые яркие и самобытные дарования из созвездия «Таганки» 60-70-х годов. Они были звездами, которые светили своим, а не отраженным светом. Они были друзьями. Высоцкий ценил Золотухина не только как коллегу-актера, но и как талантливого писателя. «Володя сказал сегодня: «Когда я умру, Валерий напишет обо мне книгу…» Я о нем напишу, но разве только я? Я напишу лучше». Это запись из дневника Валерия Золотухина от 11 февраля 1971 года. Он действительно написал лучше.
Среди разнообразной литературы о Высоцком воспоминания Золотухина занимают особое место. В его книге мы встречаемся с живым, невыдуманным Высоцким, времен его прижизненной всенародной популярности. Эти дневниковые записи — остановленные мгновения, искренние и честные. Перед вами — одна из лучших книг о Высоцком, о легендарной «Таганке», и, конечно, о самом Валерии Золотухине.
Цитаты: «В друге надо растворяться и отдаваться ему, как женщина — целиком и без остатка. К другу не приспосабливаются, ему не лгут в мелочах»
«Золотухин — человек щедрый на похвалу… Он не боится хвалить другого, потому что внутри себя уверен, что сам он все равно лучше»
«Да и вообще — кто больше виноват перед Богом? Кто это знает? Не зря наша профессия была проклята церковью, что-то есть в ней ложное и разрушающее душу: уж больно она из соблазнов и искушений соткана»
- Зубрилина, С. Н. Владимир Высоцкий — жизнь, легенда, судьба : «И стал я великим, а был я живым» / С. Н. Зубрилина. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 312 с. — (Авангард). — Библиогр.: с. 309-311.
Кто только о Высоцком не писал: родные, близкие, друзья, знакомые и малознакомые люди. Поэтому, когда в конце девяностых автору предложили изучить материалы о Владимире Высоцком и написать эту книгу, его грызли сомнения: можно ли быть объективным? Оказалось, что можно. Легенда и реальность, правда и вымысел, прошлое и настоящее — все переплелось в этой книге. Автор рассказывает о жизни и творчестве Владимира Высоцкого, основываясь на известных фактах его биографии, воспоминаниях о нем родных, близких, коллег и друзей.
У каждого — свой Высоцкий. И найти его читателя, ненавязчиво, поможет именно эта книга, обобщающая все ранее написанное об известном актере, певце и поэте, проливающая подчас неожиданный свет на эту неординарную личность. Данное издание дает хронологически точное описание жизни Высоцкого, помогает лучше понять истоки его творчества и мастерства, почувствовать обаяние и глубину души человека-легенды.
Цитата: «Прости меня, пожалуйста, прости меня. Я так часто это говорю, но верю в Бога искренне… Может я не умер сегодня, чтоб понять, зачем я жив. Господи, дай сил…»
- Новиков, В. И. В союзе писателей не состоял : писатель В. Высоцкий / В. И. Новиков ; худож. С. А. Лифатов. — Москва : Интерпринт, 1991. — 223 с. : ил.
Творчество Владимира Высоцкого — яркое, оригинальное и многогранное явление нашей культуры. Высоцкий играл в театре и кино, постоянно выступал со своими песнями перед массовой аудиторией. Но, по его собственному признанию, больше всего сил и времени он отдавал работе над текстами своих произведений. Что такое творчество Высоцкого — как явление литературы? Какими средствами он достигал своей художественной цели? В чем смысл всего написанного Высоцким? Как отвечает Высоцкий на те острые социальные, нравственные и философские вопросы, которые стоят перед нами сегодня?
Обо всем этом — книга литературоведа и критика Владимира Новикова.
Цитата: «Счастье — это путешествие. Может быть, в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта… Какие-то поездки, но не одному, а вдвоем с человеком, которого ты любишь, мнением которого ты дорожишь»
- Новиков, В. И. Высоцкий / В. И. Новиков. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 413 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей).
Сколько ни читай про Высоцкого — всегда мало. Наизусть знаешь даты, концерты, имена друзей и, конечно, песни. И все равно читаешь все, что выходит о нем.
Книга В. Новикова — мастерски написанный, неприукрашенный рассказ о жизни и творчестве Владимира Высоцкого, нашего современника, человека, чей голос в 1970-1980-е годы звучал буквально в каждом доме. Из этой биографии читатель узнает новые подробности о жизни этой мятущейся души, ее взлетах и падениях, страстях и недугах. Автор не ограничивается чисто биографическими рамками повествования, вдумчиво анализируя творчество Высоцкого-поэта и стремясь определить его место в культурно-историческом контексте эпохи.
Цитаты: «Дневник — это не литература, а психотерапевтическое средство, способ самолечения, зализывания ран»
«Хорошая вещь — припев, помогает вернуть сюжет к началу, к исходной точке»
- Раззаков, Ф. И. Владимир Высоцкий : «Я, конечно, вернусь…» / Ф. И. Раззаков. — Москва : Эксмо, 2006. — 670 с.
Время — истинный судья поэта. Владимир Высоцкий прошел испытание временем. Четверть века минуло с тех пор, как страна простилась со своим Певцом. Но число тех, для кого его творчество не просто стихи, а жизнь и судьба, не становится меньше.
Перед вами подробнейшая хроника жизни Высоцкого. День за днем, час за часом. Без купюр и без прикрас. Как и многие великие поэты, он рано надорвался. За этим, наверное, скрывается его подлинная сущность — не жалея себя, хриплым голосом кричать правду, недоступную многим. Он при жизни стал легендой, а после смерти перешагнул и эту ипостась. Стал просто частью души…
Читайте эту книжку — голос Высоцкого знаем все, он будет вас сопровождать в путешествии по этой книге.
Цитаты: «На «Мосфильме» режиссер Михаил Швейцер готовился к съемкам «Золотого теленка» и искал исполнителя на роль Остапа Бендера. По рассказам некоторых очевидцев, кто-то предлагал ему попробовать Высоцкого. Но Швейцер заявил: «Для Остапа Бендера Высоцкий слишком драматичен… не только как актер, как человек — драматичен»
«Смерть Высоцкого в июле 80-го, ставшая для миллионов людей огромной трагедией, для самого Владимира была избавлением от одному ему известных мук и терзаний. Одно слово — отмучился…»
- Сушко, Ю. М. 5 любимых женщин Высоцкого / Ю. М. Сушко. — Москва : Алгоритм, 2013. — 272 с. — (Караван женских историй).
«Идеал женщины?» — «Секрет…» Так ответил Владимир Высоцкий на один из вопросов знаменитой анкеты, распространенной среди актеров Театра на Таганке в июне 1970 года. Болгарский журналист Любен Георгиев однажды попытался спровоцировать Высоцкого: «Вы ненавидите женщин, да?..» На что получил ответ: «Ну что вы, Бог с вами! Я очень люблю женщин… Я люблю целую половину человечества». Не тая обиды на бывшего мужа, его первая жена Иза признавала: «Я… убеждена, что Володя не может некрасиво ухаживать. Мне кажется, он любил всех женщин». Юрий Петрович Любимов отмечал, что Высоцкий «рано стал мужчиной, который все понимает…»
Предлагаемая книга не претендует на повторение легендарного «донжуанского списка» Пушкина. Скорее, это попытка хроники и анализа взаимоотношений Владимира Семеновича с той самой «целой половиной человечества», попытка крайне осторожно и деликатно подобраться к разгадке того самого таинственного «секрета» Высоцкого, на который он намекнул в анкете.
Цитаты: «Если не любил — Значит, и не жил, и не дышал!»
«Даже если ты тысячу раз прав, какой в этом толк, если женщина твоя плачет?»
- Цыбульский, М. И. Планета Владимир Высоцкий / М. И. Цыбульский. — Москва : Эксмо, 2008. — 815 с. : ил.
Никита Высоцкий, сын поэта и директор московского музея его имени, в одном из интервью высказал спорную, на первый взгляд, мысль: это иллюзия, что Высоцкий полностью изучен.
Как иллюзия? — удивится читатель. Да ведь выпущены десятки сборников стихов, написаны тысячи статей. Опубликовано множество воспоминаний и литературоведческих трудов. Неужели недостаточно?
Увы, далеко недостаточно. Стихи все еще иной раз печатаются с ошибками. Что же касается действительно колоссального количества газетных и журнальных статей, то часто, к сожалению, журналисты «передирают» друг у друга непроверенную информацию, и сегодня, как и десять, и пятнадцать лет назад, можно прочесть, например, что Высоцкого связывала тесная дружба с Василием Шукшиным или что единственный текст, изданный при его жизни, — стихотворение «Из дорожного дневника» …
Переписывать из статьи в статью штампы и четверть века в одних и тех же выражениях скорбеть о безвременной кончине Владимира Высоцкого нетрудно. Искать и анализировать факты его биографии значительно сложнее.
Марк Цыбульский занимается исследованием биографии Высоцкого более 30 лет, скрупулезно собирая, выверяя и сопоставляя документы и свидетельства очевидцев. В книге действительно «звучат» голоса тех, кому довелось общаться с народным кумиром во время его поездок по Советскому Союзу и разным странам мира. В ней много интереснейших фактов и неизвестных историй.
Цитаты: «Время — наш враг, надо торопиться»
«Какой бы ни была дорога, важно лишь то, куда она ведёт»
(12+)