викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
02 Авг 2019

«Фантастический мир Клиффорда Саймака» (16+)

Клиффорд Саймак — один из крупнейших писателей-фантастов, завоевавший титул «Гранд-мастера фантастики»! Мировую славу принесли ему оригинальные идеи, тщательно проработанные сюжеты и легкий завораживающий стиль! В центре произведений писателя не столько фантастические технологии, сколько обычные люди, оказавшиеся в фантастических ситуациях.

«Человеческое воображение способно творить чудеса,
воспроизводить то, чего на деле вовсе не происходило,
поэтому безоговорочно доверять ему не следует
ни в коем случае»

Клиффорд Саймак

Клиффорд Дональд Саймак (правильное произношение фамилии: Си́мак) появился на свет 3 августа 1904 года в Милвилле, штат Висконсин.

Высшее образование Клиффорд получил в университете Висконсин-Мэдисон, а после трудился в различных печатных изданиях Среднего Запада.

Фантастикой Клиффорд заинтересовался еще в детском возрасте после прочтения книг Герберта Уэллса. Удача на литературных полях к Саймаку пришла не сразу. Первые его творения в жанре фантастики упорно отказывались печатать.

Дебют Саймака в качестве писателя состоялся в 1931 году, когда была опубликована его повесть «Мир красного солнца». Серьезный успех писатель снискал только в 1952 году, с появлением «Города» — серии сюжетно объединенных рассказов, которые до этого на протяжении восьми лет печатались в журналах.

«Город» до сих пор остается знаковым творением Клиффорда Саймака.

После «Города» для Саймака-творца наступила самая благодатная пора — почти 20 лет он оставался одним из лидеров американской научной фантастики. 

Саймак создал собственный стиль, который часто называли мягким и пасторальным. Он воспевал тему мирного контакта с «братьями по разуму» и духовной общности различных цивилизаций во Вселенной. Типичных пришельцев Саймака можно было с большей вероятностью представить сидящими с пивом где-нибудь в сельском Висконсине, нежели завоевывающими Землю. Его творчество проникнуто идеей Галактической Школы, куда человечество вступает на положении «первоклассника», а на дальнейшие перспективы развития человеческой цивилизации автор смотрит в целом оптимистично.

Свыше тридцати романов, сборников повестей и рассказов, многочисленные литературные премии, в том числе и самая престижная в американской фантастике премия «Хьюго», лауреатом которой Саймак становился неоднократно, — таков итог более чем пятидесятилетней творческой деятельности этого патриарха научно-фантастического жанра.

Российскому читателю имя Клиффорда Саймака известно с 1957 года, когда журнал «Знание-сила» опубликовал его рассказ «Однажды на Меркурии». С тех пор на русском языке можно прочесть множество его работ:

Саймак, К. Город. Все живое… : рассказы / Клиффорд Саймак ; Послесл. В. Ревича. — М. : Правда, 1989. — 480 с. : ил. — (Мир приключений).

Саймак, К. Исчадия разума : фантастические романы / К. Саймак. — М. : Эксмо, 2006. — 863 с. — (Отцы-основатели. Весь Саймак).

Саймак, К. Все ловушки Земли : фантастические рассказы / К. Саймак. — М. : Интерфейс, 1992. — 447 с. : ил.

Саймак, К. Кольцо вокруг солнца ; Заповедник гоблинов : научно-фантастические романы / К. Саймак. — Запорожье : Дайнэмик, 1992. — 334 с.

Саймак, К. Порождения разума / К. Саймак. — Челябинск : Пластик-информ ; М. : Селена, 1993. — 543 с.

Саймак, К. Почти как люди: фантастические романы / К. Саймак. — М. : Центрполиграф, 1993. — 495 с. — (Осирис).

Саймак, К. Зачем их звать обратно с небес? . Все живое : романы / К. Саймак. — Запорожье : Ковчег, 1994. — 366 с. — (Всемирная библиотека).

«ГОРОД»


(Электронная версия: https://www.litres.ru/klifford-saymak/gorod-sbornik-rasskazov-i-povestey/)

Куда приведет человека развитие цивилизации и безумная жажда власти над природой и себе подобными? Какими будут последствия применения новейших технологий и создания все более разрушительных видов оружия? А что, если когда-либо в будущем обитателям Земли придется все начинать заново? Кто будет в ответе за судьбы мира?

Книга пронзительно сентиментальна и в чём-то неуловимо перекликается с великими «Марсианскими хрониками» Брэдбери. Множество отличных рассказов сборника прекрасно оттеняют всю гамму таланта писателя и дополняют впечатление, полученное от романа, будучи во многом с ним созвучны.

Анкеты, сотни анкет… Запечатленная на бумаге повесть о жизни сотен людей. Не только то, что они сами ему рассказали, не только ответы на его вопросы – десятки других подробностей, все, что он подметил за день или час, наблюдая, более того – общаясь с ними как свой.

– Что такое война? Ни на один из этих вопросов нельзя дать удовлетворительного ответа. Есть предположения, гипотезы, есть много остроумных догадок, но положительных ответов нет.

Может быть, их мечта даже лучше, ведь в ней нет и намека на взращенную людьми черствость, нет тяги к машинному бездушию, творцом которого был человек.

«ФОТО БИТВЫ ПРИ МАРАФОНЕ»


(Электронная версия https://www.litres.ru/klifford-saymak/foto-bitvy-pri-marafone/)

Пожалуй, это лучший авторский сборник рассказов и повестей Клиффорда Саймака. Центральное его произведение («Фото битвы при Марафоне») впервые было опубликовано в 1974 году.

США проиграли Войну во Вьетнаме, отгремел Уотергейтский скандал, обнаживший изнанку американской политической жизни и неэффективность всей системы. На фоне этих событий особенно остро звучит диалог главного героя «Битвы» и пришельца, обвиняющего его в равнодушии и желании сбежать от действительности.

Неприятно осознавать то, что твои потомки совершат те же ошибки, что и ты, а также то, что человеческая природа не меняется веками (технологии сделали нас умнее, но не мудрее).

Суеверие питается недостатком знания.

Настоящий бизнесмен никогда не уничтожает всех своих конкурентов. Он может их поглотить, установить над ними контроль, но отнюдь не уничтожить.

Сам черт не разберет, что за народ эти женщины.

«ЖИВИ ВЫСОЧАЙШЕЙ МИЛОСТЬЮ»


(Электронная версия https://www.litres.ru/klifford-saymak/zhivi-vysochayshey-milostu/)

В романе «Живи высочайшей милостью» тема упадка цивилизации переплетается с излюбленной темой Саймака — контактом с иным разумом. Но произведение пронизывает общий лейтмотив веры в разум, способный противостоять страхам и невежественности.

Профессор Эдвард Лэнсинг, которому надоела скучная обыденность и рутина, получает приглашение поучаствовать в некой игре… и внезапно оказывается в мрачном неизведанном мире в компании странных людей и одного робота, которые были перенесены из разных времен и цивилизаций. Так начинается роман «Живи высочайшей милостью». В нем Клиффорд Саймак обращается к идее поиска нового начала цивилизации. Некий сверхразум хочет создать идеальное общество. Вот он и отбирает из всех существующих миров кандидатов в Школу цивилизации, чтобы через много лет ее выжившие выпускники заложили фундамент нового мира.

Ад — это не вместилище пыток и страданий, ад — это конец любви и веры, потеря человеческого самоуважения, сознания своей силы, ощущение полной потерянности, опустошенности…

Человек редко придает большое значение тому, над чем потешается.

Вы называете опасность злом, чтобы оправдать свое бегство от нее.

Человеческой расе присущи агрессивность и тяга к соревнованию. Будь это не так, не было бы стольких войн.

Сколько же нужно быть вместе … чтобы понять человека?

«КОЛЬЦО ВОКРУГ СОЛНЦА»


(Электронная версия https://www.litres.ru/klifford-saymak/kolco-vokrug-solnca/)

Как выглядит потребительский рай? Появляются неизвестно кому принадлежащие магазины, продающие вечные бритвенные лезвия, электролампы, а позднее — автомобили и жилые дома по бросовым ценам. Покупай — не хочу. Но, как мы знаем, бесплатный сыр бывает только в одном месте. И, судя по всему, человечество хочет урвать его кусочек.

«Кольцо вокруг Солнца» вышло спустя год после «Города». Это еще один роман-предостережение Клиффорда Саймака.

Жизнь — это бесценный дар, а не право, которое одному человеку надо оспаривать у другого.

Страх — удивительное чувство. Он в равной мере может и вызвать войну, и помешать ей.

Что скрывает мрак за пределами пещеры?

Предположим, что люди перестанут умирать, но будут ли они жить вечно? Это уже не будет прежний мир. Мир станет другим, в нем появятся иные ценности и иные стимулы. Какие факторы будут управлять жизнью вечного мира? Какие стимулы и условия предотвратят его деградацию? Какие постоянно растущие возможности и интересы уберегут его от тупика скуки? В чем будут нуждаться люди бессмертного мира?

«ЗАПОВЕДНИК ГОБЛИНОВ»


(Электронная версия https://www.litres.ru/klifford-saymak/zapovednik-goblinov/)

В далеком будущем человечество совершит значительный технологический скачок вперед: станут возможны, например, межпланетные путешествия. Во время одного из таких, казалось бы, рутинных полетов Питер Максвелл, профессор факультета Сверхъестественных явлений, случайно попадает на таинственную Хрустальную планету. Она является необъятным хранилищем редких знаний, собранных по всей галактике. Местные жители готовы поделиться ими с главным героем… но не просто так, а в обмен на некий таинственный Артефакт. Вот тут-то и начинается самое интересное.

Со временем ненависть перегорает. И только тлеет, хотя и не исчезает.

<…> разум слишком редок во вселенной, чтобы кто-то имел право становиться на пути его развития.

Ведь проявление подобного чувства бросает тень не на того, против кого оно направлено, а на того, кто его испытывает, поскольку он демонстрирует не только невоспитанность, но и глубокое невежество. Нет ничего глупее нетерпимости.

В тяжкие минуты ум человеческий удивительно проясняется.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!