викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
17 Янв 2020

«…И остаются берега» (12+)

Евгений Иванович Носов — советский русский писатель. Его книги издавались во второй половине ХХ века миллионными тиражами, переводились на многие языки, по ним ставили спектакли, снимали кинофильмы.

И до сих пор, проза Мастера будоражит души людей, заставляет задумываться о своем предназначении и одновременно согревает добротой и теплом, дает надежду на лучшее. Благодаря понятному и простому языку, все его повести и рассказы легко читаются и взрослыми, и детьми.

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в селе Толмачево, недалеко от Курска. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения ушел на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачевском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кенигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чем позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.

Первая его книга — «На рыбачьей тропе» (1959) посвящалась природе родного Курского края — «порубежной окраине России». И в первом, и в последующих сборниках рассказы Носова, несмотря на иногда заметный налет газетной очерковости, демонстрировали особую художественную выразительность стиля. Как отмечал критик В. Васильев, «…его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав… до необычайной остроты развили… способности пластического восприятия природы во всем многообразии ее красок, звуков, запахов и переменчивых состояний».

Его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, «и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село». В одной из своих статей писатель прямо говорил об этой губительной тенденции: «Не усвоив традиций и трудовой этики, без развитого чувства самосознания и достоинства рабочего человека, без твердых навыков культуры городского общежития… (они) будут представлять собой всего лишь… некондиционный человеческий материал… Скрывать нечего, и в самом городе еще немало своей собственной скверны. Но и этим многотысячным стихийным наплывом поддерживается, подпитывается благоприятная среда для шабашки, халтуры, мздоимства, спекуляции, усушки-утруски, обвеса-обмера, соблазна не завинтить шуруп отверткой, а заколотить его молотком…» — и так далее.

В жанровом отношении творчество Носова не отличается разнообразием; похоже, ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения давали ему возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина, других русских классиков.

Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года.

Носов, Е. И. Избранные произведения : в 2 томах / Е. И. Носов. — Москва : Советская Россия, 1983

Т. 1 В чистом поле. — 512 с.
Т. 2 Травой не прорастет. На рыбачьей тропе. — 512 с.

Литературная критика причислила Евгения Носова к писателям-деревенщикам. Однако в его лучших произведениях читатели находят не только узкое крестьянское понимание природных и житейских процессов на родной земле, но и масштабное философское осмысление бытия людей и Отечества.

Носов, Е. И. Белый гусь : рассказы / Е. И. Носов. — Москва : Детская литература, 1976. — 288 с. : ил.

Рассказы известного мастера советской прозы о нашем современнике, подростке, о его любви к своей земле, к природе, к труду; о стойкости в самых трудных житейских испытаниях.

В беседе с корреспондентом «Литературной России» писатель говорил, подчеркивая свою жизненную пристрастность к людям определенного душевного склада, наиболее интересным для него как художника: «Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется — как у Копешкина… и без медали с войны вернулся, и умирает…»

Носов, Е. И. Варька : рассказ / Е. И. Носов. — Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. — 44 с.

В книгу известного мастера прозы включены рассказ о современниках — подростках и молодежи современной деревни, о природе и работе на земле. Автор размышляет об отношении к труду, к земле, к родине.

Евгению Носову потрясающе точно и просто удалось запечатлеть момент взросления, когда ты сам стараешься удержать себя в прежних рамках, но не выходит, потому что теперь манит новое.

Носов, Е. И. И уплывают пароходы… : повести и рассказы / Е. И. Носов. — Москва : Современник, 1975. — 447 с.

В настоящем сборнике представлено все лучшее, что написано писателем за двадцать лет творчества.

О своем писательском труде Носов говорил так: «Я — обыкновенный смертный, как и все люди, и отличаюсь, скажем, от той же бабы Дуси только тем, что она, труженица, копает иногда под моросью картошку, а я сижу за столом да копаю слова…».

Носов, Е. И. Красное вино победы. Шопен, соната номер два : рассказ, повесть / Е. И. Носов. — Москва : Современник, 1984. — 78 с.

Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Зато в полной мере показаны ее ожидание, моральная подготовка к предстоящим, то, какой война оставляет отпечаток на душах раненых солдат, в госпитале встречающих весть об ее окончании (рассказ «Красное вино победы», 1969), наконец, память о погибших на войне деревенских жителях (рассказ «Шопен, соната номер два», 1973).

Носов, Е. И. Усвятские шлемоносцы : повести, рассказы / Е. И. Носов. — Москва : Правда, 1989. — 480 с.

В книгу вошли хорошо известные читателю повести и рассказы Е.И. Носова «Шумит луговая овсяница», «Шопен, соната номер два», «Мост», «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы» и другие, созданные писателем в 60-70-е годы.

В «Усвятских шлемоносцах» ни звучит ни одного выстрела, но нет в нашей литературе другого такого реквиема павшим. Там будто часы и календарь — все остановилось на одной дате — 22 июня, и только стрелка дрожит. Здесь вечно будут усвятские мужики собираться в неведомую дальнюю дорогу. И будут возле сельсовета строиться в молчаливые шеренги. И всегда будет видно, с чем остались Усвяты — «с белыми платками, седыми бородами да белоголовыми малолетками.»

Они уходят, усвятские шлемоносцы, и мы знаем, что они обречены, и хорошо, если из этой молчаливой колонны вернётся десяток увечных мужиков…

Носов, Е. И. Шумит луговая овсяница / Е. И. Носов. — Москва : Советская Россия, 1973. — 510 с.

Родившийся в русской глубинной деревне Е. Носов сохранил очень бережное, нежное отношение к сельским людям, к их нелёгкой жизни, посвятив им немало своих произведений.

Слова из «Красок родной земли»: «…наши матери и сёстры. Пусть не красавицы, пусть курносы, не очень-то белолицые и не дюже причёсанные, а чаще в наспех наброшенных платках и расхожей одёжке, но сколько сделавшие своими корявыми, огрубелыми, навсегда утратившими прежнее девичье изящество руками! Не счесть того, что переворочали они, перетаскали, перечистили навозу и бураков, передоили, перенянчили поросят, телят и ребятишек!».

Носов, Е. И. Яблочный Спас : рассказы / Е. И. Носов ; худож. С. Элоян. — Иркутск : Сапронов, 2006. — 543 с. : ил.

В книге избранно собраны рассказы, написанные прозаиком в разные годы. Автор как бы подводит черту под долгой живописной и драматической летописью сельского бытия России. Начинаясь еще в пору коллективизации, через годины суровой войны она прослеживает нелегкие судьбы простых тружеников деревни по самый рубеж XX столетия.

Все в этой книге образно и достоверно проникнуто неизменной любовью к русскому слову и русской земле. По словам критика Валентина Курбатова, автор «редкостно умел чувствовать взаимопроникновение человека и мира… В этом райском саду всем было место, как в ранний час мира до грехопадения. И Носов в этом не знающем осени древе жизни — прекрасная и сильная ветвь. Живой посреди живого».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!