«И отчий дом, и вся Россия…» (12+)
Владимир Алексеевич Солоухин — видный представитель отечественной «деревенской прозы» второй половины ХХ века, замечательный поэт, публицист, обладавший всероссийской и мировой известностью.
«Не имея возможности похвастаться широтой и прямизной поэтического проспекта, на который вывели бы меня мои стихи, я могу сказать только, что я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но — хочется верить — своей тропе»
Владимир Солоухин.
Владимир Солоухин — родился 14 июня 1924 года в селе Алепино (ныне в Собинском районе) Владимирской области в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».
После службы в армии (1942-1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958-1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».
На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в обсуждении романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», осуждая автора с официозных коммунистических позиций и требуя его высылки за границу.
В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства. В начале 60-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему встретили широкий общественный отклик.
Публичные выступления В. А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России.
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция.
В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.
Книги писателя пронизаны тонким юмором, наполнены большой любовью к своим героям, нередко непутевым и совсем не положительным. Его персонажи очень узнаваемы и близки нам, они живут рядом, ходят по тем же улицам и живут одной с нами жизнью. Именно поэтому его книги до сих пор современны и очень интересны.
Умер Владимир Алексеевич 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.
Солоухин, В. А. Возвращение к началу : лирическая повесть, роман / В. А. Солоухин. — Москва : Современник, 1990. — 478 с.
Эта книга о любви к родному краю, своей малой Родине, которая всегда должна сохраняться в душе каждого человека. И для каждого человека свой родной край — самый лучший потому, что он ближе всех остальных его сердцу. В начале книги Солоухин объясняет почему он взялся за написание этой книги. Ему стало стыдно, что он о многих далеких местах и странах знает намного больше, чем о родном крае — Владимирской области.
«Тут уж я не только что краснел — провалиться готов был на этом месте. «Колочка! Сам ты Колочка! Ну ладно, что в Камешках не бывал, а тут не знаешь, что Юрьев-Польский на той же Колокше стоит, что течет в шести верстах от твоего родного порога. Да и до Юрьева самого едва ли тридцать верст. А ведь не был вот, не видал, не знаешь. По разным Заполярьям, Балканам да Адриатическим морям разъезжаешь, а родная земля совсем в забросе. Другие люди тебе о ее красоте рассказывают».
И он сумел описать свой край так, что, любой читатель, попавший на страницы этой книги, вместе с автором с огромным интересом поколесит по всем проселкам, и не только, наслаждаясь красотами исконно русской земли, узнавая богатую историю края и его людей.
Солоухин, В. А. Время собирать камни / В. А. Солоухин. — Москва : Правда, 1990. — 688 с.
В книгу Владимира Солоухина вошли художественные произведения, прошедшие проверку временем, такие, как: «Письма из Русского Музея», «Черные доски», «Время собирать камни».
В них писатель рассказывает о непреходящей ценности и красоте памятников архитектуры, древнерусской живописи и необходимости бережного отношения к ним.
«Судьба у подобных имений складывалась чаще всего по следующей схеме. Пока именье оставалось в хорошем состоянии, в нем располагался дом отдыха или санаторий. Постепенно строение теряли первоначальную ухоженность, начинали выглядеть подзапущенными, не соответствующими своим видом дому отдыха или санаторию. Тогда их передавали местному совхозу или МТС. Это не улучшало ни внешнего вида, ни общего состояния архитектурного комплекса. В именье обосновывались ремонтные мастерские или какие-нибудь школы трактористов, сельскохозяйственные училища, специальные школы-интернаты. Не единично. У нас в соседнем селе, в Черкутине, в бывшем барском доме (Салтыковых) — такая школа, здесь, в Березичах, по совпадению, тоже оказалась такая школа. Ее разместили после того как именье побывало и в ранге санатория, и в ранге совхозной усадьбы. Все по схеме»
Солоухин, В. А. Камешки на ладони : рассказы / В. А. Солоухин; худож. Е. Мешков. — Москва : Детская литература, 2011. — 286 с. : ил. — (Школьная библиотека).
В книгу известного писателя входят рассказы, написанные в разные годы, такие, как «Каравай заварного хлеба», «Белая трава», «Ножичек с костяной ручкой» и другие. В основе их действительные случаи, факты собственной жизни.
Рассказы разнообразны по содержанию; нравственные проблемы их актуальны и остры: писателя прежде всего интересует человек, его мир, его дело.
Диалоги героев поражают естественностью, точностью, безупречной достоверностью. И внутренняя жизнь их вызывает наше доверие тоже именно этими несравненными качествами — правдивостью и естественностью развития мысли, полным соответствием чувства той или иной жизненной ситуации.
Солоухин, В. А. Письма из русского музея / В. А. Солоухин. — Москва : Молодая гвардия, 1990. — 415 с. : ил.
Главный герой книги — это сам автор, пытливый путешественник и исследователь, страстный собиратель старины, одержимый идеей неразрывности, преемственности культуры, духа народного в его лучших, высочайших проявлениях.
«Письма из Русского музея» — это произведение острое и откровенно публицистическое. Стараясь отстоять ценности истинные и вечные, от которых нельзя отказаться, строя культуру современную, автор в силу жанровых особенностей допускает иногда суждения не бесспорные. Но это-то придает ему прелесть и новизну.
«Дело в том, что у Ленинграда есть, сохранилось до сих пор свое лицо, своя ярко выраженная индивидуальность. Есть смысл ехать из других городов … на берега Невы, в Ленинград. И есть награда: увидишь город, не похожий ни на один из городов, построенных на земле.
А Москва? Слышу я ваши нетерпеливые возражения. Неужели Москва не своеобразна? …
Вам, наверно, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к сказке о царе Салтане. Именно ту картинку, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном и каменистом острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый и островерхий град»
Солоухин, В. А. Смех за левым плечом. Книга прозы / В. А. Солоухина. — Москва, 2014. — 464 с.
Повесть «Смех за левым плечом» была написана Владимиром Солоухиным в 1984 году и носит во многом автобиографический характер. В ней автор касается наших общих православных корней и как сказал один из рецензентов на произведение, в этой повести автору «удалось передать не столько даже ощущение, сколько почти физическое прорастание в человеке своего рода». Произведение написано очень интересно, открывает для нас привычные жизненные ситуации с неожиданных сторон и будут интересны самому широкому кругу читателей.
«Если присмотреться и опомниться, то не трудно заметить, что каждое благо цивилизации и прогресса существует лишь для того, чтобы «погасить» какую-нибудь неприятность, цивилизацией же порожденную.
Великие блага — пенициллин, валокордин, валидол. Но для того, чтобы они воспринимались как благо, нужна, увы, болезнь. Здоровому человеку они не нужны. Точно так же и блага цивилизации. Вот в чем главная сатанинская закавыка. Мы утоляем жажду напитком, еще больше разжигающим нашу жажду. И остановиться уже нельзя»
Солоухин, В. А. Продолжение времени современника / Владимир Солоухин // Роман-газета. — 1988. — №18
«Продолжение времени» — это книга очерков, имеющая подзаголовок «Письма из разных мест», в которой Солоухин развивает характерную для него тему «уважения к преданию», которой посвятил он ранее и «Письма из Русского музея» и произведение-эссе «Время собирать камни». В ней он обратился к печальной судьбе мест, связанных с именами замечательных представителей русской культуры. Многое можно узнать из этой книги при ее внимательном прочтении: и о Триумфальной арке на Кутузовском проспекте и Знаменском соборе в Москве, о поэте-просветителе из Якутии, о Большом театре и даже о Доме культуры в совхозе имени Ленина в Подмосковье.
«Использование отреставрированных памятников старины не такое простое дело. Чаще всего в уцелевших зданиях, будь то церкви, дворцы, замки, отдельные дома, размещают выставки живописи, скульптуры или другие музейные экспозиции.
Церковь архангела Михаила в подмосковном Архангельском, красиво стоящая на высоком откосе над Москвой-рекой, используется под сменяющиеся выставки икон.
Церковка Симеона-Столпника, там, где улица Боровского сливается с Калининским проспектом, тоже сохранившаяся при реконструкции этих улиц, но торчащая в небо пятью нелепыми заостренными штырями, используется другим образом. Там выставляют напоказ то аквариумы с рыбками, то разные курьезы природы, причудливые сучья и палки, похожие по конфигурации на змей, на птиц, на зверей»