Креатив-лаборатория ««Ориентиры воспитания читателей через социальный и эмоциональный интеллект». Семинар библиотечных работников МБУК «УГ ЦБС» (12+)
29 ноября в читальном зале Центральной детской библиотеки состоялась креатив-лаборатория ««Ориентиры воспитания читателей через социальный и эмоциональный интеллект». Семинар библиотечных работников МБУК «УГ ЦБС» стал площадкой для объединения специалистов по повышению профессионального уровня, систематизации и накоплению практического материала, нахождению путей передачи опыта коллективу через проведение различных мероприятий в активной форме.
Доминантой лаборатории стал эмоциональный интеллект-способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать информацию для дальнейших рефлексий и действий. Организатор семинара, заведующий ЦДБ Ковтоногова Алла Николаевна, опираясь на инновационную теорию американского писателя, психолога, научного журналиста, специалиста по психологии и науке о мозге, образованию и лидерству Дэниела Гоулмана, раскрыла передовое научное утверждение того, что наличие в человеке эмоционального интеллекта важнее умственных знаний IQ в два раза. У людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. Остановилась на структуре эмоциональной компетентности, признаках высокого и низкого эмоционально-социального интеллекта, общих эффекты, причинах эмоций, на эмоциональных режимах, в которых сосуществуют люди. Отмечены проблемы обесценивания собственных достижений, деперсонализация, эмоциональное истощение, и как следствие — выгорание. Выделены три эффекта эмоциональных контактов: эффект бывалого крестьянина, эффект ящерицы и эффект гейши. В заключение теоретического обоснования предложено определение компонента личностного эмоционального интеллекта по шкале Д.В.Люсина. Тест важен для каждого человека, в особенности для того, кто считает свой уровень эмоционального интеллекта высоким.
Опытом развития эмоционального интеллекта посредством нравственно-патриотического воспитания подростков и молодежи поделился библиотекарь абонемента библиотеки-филиала №6 Фомина Татьяна Сергеевна. На примере часа мужества «Свеча памяти», исторического десанта «Белые пятна Гражданской войны в Сибири», литературно-музыкального часа «О войне мы с болью говорим», урока мужества «Усольские десантники» и урока России определена главная цель. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Формирует высокое чувство гордости за принадлежность к России, постоянную готовность к защите Родины.
О высокообразованном молодом человеке, обладающем моральными и духовно-нравственными принципами, где «Душа обязана трудиться» продолжил разговор библиотекарь библиотеки-филиала №7 Иванская Тамара Ивановна. Как человеку с высоким уровнем эмоционального интеллекта находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам. Как научиться самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков, раскрыто на примере мероприятий «Битва за Москву», «Ленинград жив», День юного героя антифашиста, встреча по рассказу В. Распутина «Имена». Приведены примеры рассуждений о мечте, о математике, которая ум приводит порядок, о святках, о музее старины, о сибирском этносе, есенинском дне и других. Вывод: эмоциональный интеллект — самый лучший инструмент для достижения социального успеха и счастья.
О детском творчестве — одном из форм самостоятельной эмоциональной деятельности ребенка, в процессе которой он, экспериментируя, отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, говорил библиотекарь абонемента библиотеки-филиала №5 Титова Елена Анатольевна. Во время создания нечто нового для себя и других, члены арт-студии «Творчество сближает сердца» изготавливают подарки своими руками, осенние листы, куклы из ниток и свой журнал «Мурзилка». Отмечено коллективное рисование, сотворчество детей и родителей, где особенно отражается внутренний мир человека, его стремления, желания, переживания. Именно в момент сотворчества ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.
О том, как развивается социальный интеллект у читателей подросткового возраста в библиотечной практике ЦГБ, поделился методист Попова Валентина Сергеевна. Примерами послужили следующие формы работы: воок-слэм «Вирус чтения», дебаты «Книга-источник знаний. Что читать и как читать?», квиз-бук «Усолье знает, Усолье читает», поведенный в рамках КНИГАМАРТА, правовой ринг «Право имею». Активное применение игровых и конкурсных программ, с привлечением различных образовательных учреждений города, помогают подросткам повысить свой социальный интеллект.
Вопрос «Влияния семейной микросреды на способы развития социально-эмоциональной компетенции юных читателей» раскрыл заведующий ЦДБ Ковтоногова Алла Николаевна. Отмечена эффективность макро и микросреды, в которой сосуществуют читатели и организаторы детского чтения, которыми являются родители. Даны акценты на детях новых социокультурных условий, где особо отмечена интеллектуализация детства. Предложена универсальная, комплексная авторская технология социально-эмоционального развития детей старшего научного сотрудника ФГБУ Федерального научно-исследовательского социологического центра РАОН. Н.П. Гришаевой. Сделан акцент на активных помощниках разрушению эмоционально-социального фона. Приведены примеры интерактивных форм культурно-массовой, коллективной, групповой и индивидуальной работы читающих семей с детьми и подростками ЦДБ, высоко результативно проявляющих себя на международных, всероссийских, региональных, областных, городских и районных творческих площадках. Примерами послужила организация и проведение двухлетних региональных конкурсов стихов, четырехлетних городских семейных конкурсов «Страница, 21», совместно с областным и городским советом ветеранов, городским родительским университетом, общественными и благотворительными организациями. Организация и проведение родительских собраний в различных образовательных учреждениях, и другие значимые мероприятия.
Делая выводы, следует отметить, что библиотечные специалисты способны не только оказать помощь детям, подросткам и организаторам детского чтения в освоении разнообразных вариантов процесса межличностного взаимодействия. Они готовы к построению конструктивных отношений, преодолевающих возникновению препятствий, управлению эмоциональным состоянием, что предопределяет будущий успех.