Современные методы продвижения чтения: опыт детских библиотек (16+)
В центральной детской библиотеке состоялся семинар библиотечных работников, где сотрудники поделились эффективными наработками по продвижению чтения среди детей и подростков. Мероприятие было посвящено трем ключевым направлениям современной библиотечной работы: использованию литературных игр, обзору новой детской и подростковой литературы и организации библиотечных акций.
Екатерина Вячеславовна Примоченко, заведующий детской библиотекой‑филиалом № 7, представила опыт применения литературных игр как способа превратить знакомство с творчеством писателей в увлекательный процесс. Интересной формой может стать викторина с использованием современных визуальных элементов, например, когда дети по эмодзи или «смс‑сообщениям» угадывают произведение. Другой формат — литературная грамматика, где нужно найти намеренно допущенные ошибки в названиях произведений. Подобные шуточные задания позволяют в игровой форме закрепить точное написание имен и названий и вызывают живой отклик у детей.
Особый интерес вызывают игры типа «литературное лото» и кроссворды. Лото может быть адаптировано под разный возраст: для старших школьников — с более сложными вопросами и системой баллов, для младших — с цветными карточками и простыми заданиями на узнавание персонажей. Кроссворды остаются классическим и популярным инструментом, который помогает в игровой форме проверить знания.
Инна Николаевна Пимшина, библиотекарь центральной детской библиотеки, представила обзор современных книг, которые могут заинтересовать детей своим форматом и содержанием. Среди них — серия книг «Я знаю, что я ем» и книги о профессиях, которые в доступной форме знакомят с окружающим миром. Книги Юрга Обриста про «Огурчика и Фасоль» сочетают в себе элементы детектива и визуального поиска. Здесь на каждой странице есть загадка, ответ на которую нужно найти в иллюстрации. Такой формат тренирует внимательность и делает чтение интерактивным процессом. Для подростков важны книги, которые помогают разобраться в сложных жизненных темах, например, в книге Шанель Миллер «Магнолия У» поднимаются вопросы одиночества. Большой популярностью у детей пользуется серия иллюстрированных биографий известных людей, таких как Стив Джобс или Стивен Хокинг. Эти книги, выполненные в стиле комиксов, представляют сухие факты из энциклопедий в яркой и запоминающейся форме.
Наталия Ивановна Кисмерешкина, заведующий центральной детской библиотекой, раскрыла потенциал библиотечных акций как инструмента продвижения чтения. Было отмечено, что участие во всероссийских акциях «Дарите книги с любовью», «Бегущая книга» или «Библиосумерки» позволяет библиотеке оставаться заметной культурной площадкой в местном сообществе.
Особый интерес представляют небольшие, но эффективные акции, которые библиотека может организовать самостоятельно. Это могут быть уличные события, приуроченные к календарным праздникам: «Пять минут для здоровья» с пробежкой с книгой, создание цветника у библиотеки, День воздушных шаров, День воробья или День хорошего настроения. Такие небольшие, но яркие события помогают создать позитивный образ библиотеки, вывести ее деятельность за стены библиотеки и напрямую пообщаться с потенциальными читателями.
Представленный опыт демонстрирует, что сочетание проверенных временем форматов, таких как литературные игры, с современными подходами к раскрытию фонда и активным участием в сетевых и локальных акциях позволяет библиотеке оставаться востребованной и интересной площадкой для интеллектуального досуга и общения.
Лариса Федоровна Ларионова, методист центральной городской библиотеки






















