Yellow Cultural Press Banner (2)
Yellow Cultural Press Banner (2)
Pobeda80
Pobeda80
афиша на сайт
афиша на сайт
Слайд1
Слайд1
..слайд3
..слайд3
викторины
викторины
на банер
на банер
previous arrow
next arrow
22 Апр 2021

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЗЪЕЗД ИЛИ СТАНЦИЯ «АНГАРА»

В конце 1899 года Управление железных дорог Министерства путей сообщения представило доклад об организации станции Усолье на 1655 версте (от реки Обь, от начала Средне-Сибирской железной дороги).

Комиссия для выяснения необходимых мероприятий по усилению пропускной и провозной способности Сибирской железной дороги наметила строительство станции «Усолье» на перегоне между Тельмой и Мальтой на расстоянии 10 км от первой и 15 км от второй и признала необходимым строительство станции в целях привлечения на дорогу грузов соли из казённого солеваренного завода.

Разъезд, сначала назывался 2984 верста (расстояние от Челябинска, от начала Сибирской железной дороги).

В 1900 году, комиссия Министерства путей сообщения под руководством начальника Управления по сооружению железных дорог Михайловского К. Я., обследовавшая положение дел на железных дорогах Сибири, отмечала, что в Усолье велась значительная добыча соли (до 4,9 тыс. тонн) и в связи с этим, необходимо было расширить разъезд.

В 1900 году, на разъезде, построили деревянный, на каменном фундаменте с железной крышей вокзал, площадью – 227 кв. м, по типу вокзалов для станций 4-го класса, но увеличенной площади. Одноэтажное деревянное здание с прямоугольным планом вытянуто вдоль железнодорожной платформы. Ось главного входа сдвинута вправо. Вход акцентирован лёгким ризалитом и небольшим объёмом, в пределах этого ризалита, возвышающимся над общей двускатной с вальвами кровлей.

Небольшой объём, в свою очередь, перекрыт высокой с треугольным фронтоном кровлей, увенчанной шпицем. Фронтон акцентирован небольшим чердачным окном. Углы фасадов и ризалита усилены узкими филенчатыми лопатками. Резьба, украшающая карнизы, выполнена схематично. Типичная для Транссибирской магистрали постройка, выполненная в эмпээсовском стиле. Является важной частью комплекса станционных построек. 

     

В здании, имелись залы для пассажиров 1-го и 2-го классов и для пассажиров 3-го класса, комната начальника станции и телеграфа, почта, ламповая и дамская уборная.

Рядом с вокзалом поставили туалет. Для пассажиров устроена земляная платформа. Других сооружений около вокзала не было. В феврале 1903 года Управление железных дорог, согласно постановлению Совета Управления Сибирской железной дороги, разрешило разъезд 2984 верста переименовать в станцию «Усолье» с открытием на ней всех операций по пассажирскому и грузовому движению.

В апреле 1903 года станция «Усолье» была открыта. С начала 1920-х годов до 1957 года 20 века станция называлась «Ангара». В 1901 году, на станции появилась казарма, ещё один жилой дом (площадь 203 кв. м), в 1903 году – деревянный грузовой пакгауз, пассажирский пакгауз, каменная крытая платформа, одиночная путевая будка, в 1906 году ещё один барак, в 1909 году

две жилые стрелочные будки и баня, в 1910 году – жилой дом (площадь 83 кв. м), в 1911 году – ещё три будки, в 1927 году – ещё один жилой дом (218 кв. м). Все жилые дома имели службы: туалет, помойную яму, сараи (стайки). В одном доме был ледник.

В 1912 году, на перроне появилась водогрейка, торговый навес, а в следующем году – земляная промежуточная пассажирская платформа.

Большинство построек стояло со стороны вокзала. На противоположной стороне располагалась лишь полуказарма, один барак, несколько путевых будок и пакгауз для грузов. Здесь же рядом с пакгаузом в 1927 году были построены вагонные весы и рядом будка. К вагонным весам и к пакгаузу подведены две отдельные железнодорожные линии.

Путевое развитие состояло из двух главных (чётного и нечётного), пассажирского, трёх разъездных, двух пакгаузных, трёх тупиковых путей. На станции было уложено 19 стрелок, стояло четыре семафора, четыре упора (тупика) и один диск на вспомогательной ветке.

От станции отходили две вспомогательные ветки: одна на спичечную фабрику длиной 1370 м, другая длиной 5665 м на Усольский солеваренный завод.

В 1930 году, в восточной горловине станции построили амбар для хранения хлеба и к нему удлинили тупиковую линию.

В настоящее время вокзал пригородных касс не задействован в перевозочном процессе.

Используемые документы и ресурсы

  1. Васильев, В. В первозданном виде / В. Васильев // Слово. – 1996. – 30 мая. – С. 32 : фот.

 

  1. Ильинский, Алексей Георгиевич. И пришла железная дорога / Алексей Ильинский // Ленинский путь. – 1990. – 31 авг.

 

  1. О тех далеких временах / редакционная коллегия Пл № 29 // Усольский пенсионер. – 2004. – 29 июля.

 

  1. Патрин, Владимир Иванович. Узнала / Владимир Патрин // Усольские новости и мiровые репортажи. – 2013. – 21 нояб. ; фот.

 

  1. Станция «Ангара», она же Усолье-Сибирское // Усольский пенсионер. – 2007. – 10 мая. – С. 3 : фот.

 

  1. Шаманский, Василий Федорович. Великий Сибирский путь / Василий Шаманский // Ленинский путь. – 1988. – 6 авг.

 

  1. Шаманский, Василий Федорович. Субботники на станции «Ангара» / Василий Шаманский // Усольские новости и мiровые репортажи. – 2000. – 18 мая : фот.

 

При подготовке материала использован архив Центральной городской библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!